О музыкальной грамоте и табулатурах.

О музыкальной грамоте и табулатурах

Музыканты-любители на многих форумах регулярно поднимают один интересный вопрос: нужно ли изучать музыкальную грамоту, если музыка – хобби? Те, кто против изучения, обычно приводят такие доводы: "Я подбираю на слух, я медитирую, мне этого хватает. А изучение музыкальной грамоты дело не простое, занимает много времени, и необходимо только профессионалам, вот у меня есть знакомый, на гитаре играет любо-дорого, а ни одной ноты не знает".


Еще один довод, который приводят люди, делающие самые первые шаги таков: "Я первый раз в жизни взял в руки инструмент и через полчаса сыграл «Чижик-пыжик». Тут нужно определить цели, или вы хотите научиться играть на инструменте, или вы хотите пропищать, просвистеть, проскрипеть чижика. Вещи взаимно исключающие.


Я знаю человека, который виртуозно играет на двухрядной гармони, и при этом совершенно не знаком с теорией. Справедливости ради нужно отметить, что играет он с пяти лет и имеет превосходный слухи отличную память от природы. А еще его учил отец, то есть всё же не самоучка, было, у кого спросить. Хотя знание теории музыки и ему бы не помешало, как не мешало ещё ни кому.


А большинству самоучек нотная грамота как раз очень нужна. Иначе откуда возникают различные системы табов, постоянные их поиски. «У кого есть табы такой-то песенки, поделитесь!» или еще смешнее: «Есть ноты, кто по ним может написать табы?».


Другими словами, необходимость записывать музыку не отпадает и у любителей, но миф о том, что музыкальная грамота ужасно сложна, а табы наоборот, просты и удобны, толкает самоучек в сторону табов.


Прежде чем я расскажу о всех недостатках табов, хочется сказать немного о нотах. Итак, миф о том, что изучение нот сложная задача развенчивается очень просто. Пятилетний ребенок в музыкальной школе начинает играть по нотам уже через 2-3 месяца. Ребенок, который еще и читать то не умеет.


Конечно, возразит любитель табулатур, в музыкальной школе, с учителем! Но это в 5 лет и за 3 месяца. А в 20-40 лет можно выучить музграмоту за полгода, умея читать, и при наличии интернета? Хотя я себе не представляю, на что там можно потратить полгода! За пол года можно научиться сносно читать с листа. Это для человека со среднестатистическими способностями.


О табулатурах говорить сложно. С какого недостатка начать? С самого большого? Тогда с какого большого, если все большие? Ладно, начну с того, что нет ни одной удобной табулатуры. Именно этим объясняется тот факт, что даже для одного инструмента придумано несколько различных табулатур. Одна простая, но позволяет играть только хорошо знакомую мелодию, другая напротив, так сложна, что по ней можно играть только очень медленно, в час по чайной ложке.


Вторым серьёзным недостатком является инструменто-ориентированность табов. Можно выучить мелодию по табам для гитары и, взяв в руки блокфлейту или губную гармонику, начать всё с самого начала. Информация о том, на каком ладу, какую прижать струну, для блокфлейты совершенно бесполезна.


Третьим недостатком табулатур можно назвать их низкую информативность. Нотная запись сразу сообщает высоту и длительность звуков, темп, размер, нюансы, штрихи, а табы только малую часть этой информации. Видел я попытки создать информативную табулатуру, она была значительно сложнее нотной записи, и она была значительно более громоздка. Ни о каком чтении с листа и речи быть не могло.


Четвертым недостатком является низкая доступность табов. Можно найти архив из 100-200 табов для какого либо инструмента, но это будет считаться крупнейшим архивом. И не факт, что в этом архиве будут табы, выдержанные в пределах одной системы. И если даже там обнаружится нужная вам мелодия, вернее её табы, то отыскать дуэт или трио – это из области фантастики.


Пятый крупный недостаток табов, это то, что их нельзя транспонировать. Вот представьте себе, вы нашли табы мелодии для губной гармоники и для гитары. Начали играть, а они в разных тональностях. Всё, приехали, репетиция закончилась.


Наверное, на этом я и остановлюсь. Если вас не убедили доводы, которые я привел выше, то нет смысла приводить вам еще два десятка достоинств нотной записи и недостатков табов. В конце концов каждый выбирает для себя сам.


Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. Я сам по себе, я играю на трубе.

    Я сам по себе, я играю на трубе. Системы блогов, такие как ЖЖ, твиттер, фейсбук позволяют легко и бесплатно создать свой блог буквально за несколько минут. Был и у меня блог в ЖЖ, который навивал на меня такую тоску, что заходил я в него очень редко, а потом и совсем его удалил.

  2. 7 советов для подготовки к музыкальной школе ребёнка

    Вы решили, что ваш ребёнок должен учиться музыке. Это - правильное решение. Музыкальное воспитание необходимо любому человеку, это - развитие личности. Не слушайте тех, кто говорит, что он окончил музыкальную школу, но это не пригодилось в жизни.

  3. Французский язык - 3

    Французский язык - 3 Третью статью о французском языке я начну с того, что еще раз вернусь к словам, которые заканчиваются на аж-яж. Вы, наверное, помните, если читали первую статью: этаж, шантаж, вояж, массаж. Так вот существует такое правило, что все эти слова мужского рода, за исключением шести слов, четыре из которых возможно Вам знакомы.

Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

Адрес заметки: http://www.blf.ru/blog/post_1293380614.html

06 октября 2011, 23:49
браво лучшего обьяснения недостатков и достатков я не слышал даже когда мне в школе обьясняли что книги интересней фильмов хотел в гугле найти табы для блок флейты теперь попробую ноты спасибо )))

в мейле не сижу если что Link
алексей зотов
28 декабря 2013, 00:51
В статье говорилось о том, что табы менее информативны, но хотелось бы еще от себя добавить, что нотная запись несет даже больше информации чем кажется. Конкретно: какие ноты больше годятся для импровизации, а какие меньше. Табы такой информации не дают и приходится тыкать наугад, а в нотах сразу видно в какой она написана тональности и как можно обыграть мелодию. Ну и партию для второго инструмента выдумать попроще гораздо. Как пример: сидишь себе, терции прописываешь в нотном стане и играешь потом на пару.
Дмитрий
04 сентября 2014, 09:33
Да, я конечно понимаю, что статья стара как мир, и автор вероятно уже даже забыл о её существовании, однако у людей есть странное свойство смотреть на что-то старое также, как если бы это было придумано/сделано вчера... Именно поэтому у многих, кто не занимается музыкой вплотную (хотя бы на любительском уровне) и не обладает достаточной грамотностью в этом вопросе может сложиться впечатление, что табулатуры от дьявола, а боги играют по нотам... Скажем так, большинство приведённых вами недостатков, на момент написания мною данного комментария, абсолютно беспочвенны (да в общем-то и на момент написания статьи никакой почвы не было... Guitar pro, как и многие другие программы того же типа, существует довольно-таки давно. Найти большой архив табулатур (или просто самому наковырять) при наличии интернета и мозгов - тоже не проблема. Транспонировать табулатуру - при условии, что ты знаешь свой инструмент (я, например, не осваивал нотной грамоты, но могу точно назвать ноту любого лада любой струны гитары), имеешь мозги и руки - не проблема. Сочетаемость табулатур с разными инструментами - тоже вопрос разумения. Я например сейчас осваиваю блок-флейту. Беру табулатуры в формате "гитар про" и при помощи интерактивной аппликатуры для блок-флейты переделываю их. Низкая информативность табулатур также решается наличием слуха и интернета. Скачай произведение, которое хочешь сыграть, миди-файл на крайний случай, ну или тот же гитар про (и проч.) тебе в помощь...сейчас вообще появилось много програм для воспроизведения табулатур и нотных листов различных форматов. Единственное, с чем я могу частично согласиться - разный уровень сложности...да, кто-то напишет мелодию, проигрываемую по одной ноте, на одной струне, а кто-то для этой же мелодии создаст такие навороты, что ты её даже не узнаешь...но вы видели хоть раз нотные листы кого-нибудь из профессионалов??? Я не говорю об академиках (академической музыке, где всё строго и чисто), я имею ввиду профессионалов эстрады и альтернативной сцены... Да например того Кирка Ли Хэммета. Вы видели его нотные листы? Мне довелось, хотя и не в оригинале, а всего лишь в репродукции...Как человек давно занимающийся музыкой и хоть что-то понимающий в нотной грамоте, могу сказать - там чёрт ногу сломит. Так что проблема разных уровней сложности и на нотную грамоту тоже распространяется... Впрочем, я никоим образом не хотел критиковать автора статьи, напротив, я даже благодарен ему. Просто я хотел, чтобы люди, случайно прочитав эту статью, не решили для себя, что "Ну вот, я не смогу играть без нотной грамоты, а нотная грамота это не для меня, значит, не буду я играть...", а прочитали этот комментарий и поняли, что нужно просто искать, мыслить (разумно и, возможно, альтернативно), делать...иначе, ничего не получится. Успехов всем, творческих и не только!
Сергей
Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


декабрь 2010
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31


bogdanik.wordpress.com Помогите Богдану!

Помогите маленькому Богдану сделать свой первый шаг