Об артикуляции.

Об артикуляции

Когда речь заходит об артикуляции, а о ней говорят только ученики и преподаватели, то речь идет о том, что при звукоизвлечении необходимо шепотом произнести некий слог, например: ту, та, ти, ду, да, ди, чтобы получить определенный штрих или оттенок штриха при определенном нюансе и в определенном диапазоне.


Скажу сразу, на самом деле никакие слоги не произносятся, даже шепотом.* Язык, губы и т.д. принимают такое положение, как если бы мы произносили указанные слоги. В этой статье я буду употреблять слово «произносятся» именно в этом смысле.


Если спросить музыканта, который, например, работает в оркестре много лет, какие слоги он произносит при артикуляции, то вероятнее всего он ответит, что ни какие слоги он не произносит, и даже не задумывается об этом. Опыт, музыканта-духовика, полученный в результате длительных занятий на инструменте, позволяет ему мгновенно определить необходимое положение языка, губ, нижний челюсти и определить силу дыхания и варианта атаки для любого звука. Другими словами, опыт помогает выбрать музыканту правильную артикуляцию, что не имеет ни какого отношения к тем слогам, о которых обычно говорят учителя.


Артикуляция различна для разных штрихов, громкости, диапазона и их комбинаций. От пианиссимо в нижней части диапазона штрихом деташе, до трёх форте вверху штрихом сфорцандо. А еще есть форшлаги, легато, глиссандо и т.п. Невозможно придумать слоги на каждый случай. А когда одним слогом обозначают несколько различных вариантов артикуляции, то это теряет всякий смысл.


Легко жить пианистам. Учитель видит, руки ученика, форму кисти, высоту подъема, и ученик видит руки учителя и может копировать его движения, а преподаватель трубы, валторны или блокфлейты не может заглянуть в рот ученику во время игры. Да и мог бы, толку от этого мало. Вот тогда то и приходит на помощь эта самая артикуляция.


Вот как зачастую происходит работа с учеником: Учитель просит ученика – произнеси «ту», ученик извлекает какой-то звук. Не то! Теперь попробуй «ти», ученик что-то там меняет у себя во рту и вновь извлекает звук. Опять не то! Попробуй, «ди». Снова не то. Попробуй мягче ударять языком – «дя» и… О, чудо! Учитель услышал то, чего добивался. Давай закрепим, «дя дя дя». Теперь играем так гамму. Теперь этюд, следи за артикуляцией. «Отлично! Запомни это ощущение, когда я прошу играть «дя», ты играешь так, как сейчас». Учитель доволен, добились нужного штриха. Ученик уходит домой, начинается урок с другим учеником. Если вы сейчас подумали, что учитель скажет «Играй этот звук, произнося слог «дя» и всё получится», вы сильно ошибаетесь. Поиск начинается с самого начала. Перебираем слоги, перебираем различные эпитеты: «Играй широким звуком, мягким, смелее, звук теплее, скользи, не зажимай звук, не бросай, пусть ноты долетают до стены, как будто масло режешь». Наконец, нужный штрих получен и закреплен. Вы помните, у первого ученика это было «дя»? Так вот у второго ученика штрих получился, когда он играл так, что бы «нотки летели, как мыльные пузыри».


Однажды мне нужно было объяснить ученику как чисто сыграть октавный скачок вверх легато. Я посоветовал ему нижний звук играть на "Та", а верхний на "Ю (йУ)" - "Та-а-а йУ". И у него довольно быстро всё получилось, перед вторым звуком он собрал амбушюр и добавил дыхания.


Таким образом, произнесение слогов является скорее некой индивидуальной мнемонической системой, чем общим правилом. Кстати, те, кто читал И. Браудо «Артикуляция (О произношении мелодии)», мог заметить, что там речь идет о штрихах в разрезе игры на фортепиано, что не имеет ни какого отношения к понятию артикуляция духовиков, и, конечно же, не имеет ни какого отношения к органам речи. Собственно, это понятно даже по названию первого параграфа первой главы: «Артикуляция – выразительное средство», тогда как у духовиков артикуляция - средство исполнительское. Духовики, в отличие от клавишников или струнников действительно артикулируют звуки и используют для этого органы артикуляции, а не пальцы или смычок. Другими словами, духовики артикулируют, а остальные «артикулируют».


Еще пару слов о джазовых музыкантах. В отличие от ту-та-ду-да, они «проговаривают» ритм и акценты, то есть целые группы нот. Выглядит это так: Ду-би ду-дат или дат би-дат ди-дат или ду-дат дат, дат би-ду-дат.


* За исключением некоторых специальных приемов.

Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. Я сам по себе, я играю на трубе.

    Я сам по себе, я играю на трубе. Системы блогов, такие как ЖЖ, твиттер, фейсбук позволяют легко и бесплатно создать свой блог буквально за несколько минут. Был и у меня блог в ЖЖ, который навивал на меня такую тоску, что заходил я в него очень редко, а потом и совсем его удалил.

  2. Французский язык - 3

    Французский язык - 3 Третью статью о французском языке я начну с того, что еще раз вернусь к словам, которые заканчиваются на аж-яж. Вы, наверное, помните, если читали первую статью: этаж, шантаж, вояж, массаж. Так вот существует такое правило, что все эти слова мужского рода, за исключением шести слов, четыре из которых возможно Вам знакомы.

  3. Французский язык - 2

    Французский язык - 2 Ну, вот я сподобился, наконец то написать вторую статью о французском языке. Начнем со слова пижон (pigeon) – голубь. Кроме основного значения, слово пижон имеет еще одно, весьма употребительное значение: «простак».

Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


декабрь 2010
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31


bogdanik.wordpress.com Помогите Богдану!

Помогите маленькому Богдану сделать свой первый шаг