Девятый урок. Фа второй октавы, аккомпанемент.

Целью этого урока будет знакомство с новым для вас звуком: фа второй октавы, и еще мы попробуем игру под аккомпанемент.

Нота фа второй октавы записывается на пятой линейке нотного стана:

Звукоизвлечение фа второй октавы требует более четкой атаки и более энергичного дыхания, что характерно для всех звуков верхнего регистра. Аппликатура этого звука различна для барочной и германской системы.

Для барочной системы аппликатура фа второй октавы немного иная, чем для фа первой октавы. Итак, закрываем отверстия, как для фа первой октавы и открываем самое нижнее отверстие и октавный клапан наполовину.

Для германской системы аппликатура схожа со звуком фа первой октавы за исключением октавного клапана, который необходимо немного открыть, сдвинув большой палец левой руки, как и для ноты ми второй октавы, о которой мы говорили на прошлом уроке.

Послушайте звучание ноты фа второй октавы и попробуйте ее извлечь, помните про атаку и дыхание.

Теперь попробуем сыграть упражнение: как и всегда сначала разучиваем в медленном темпе. Со временем темп увеличивайте. Если вы меня не послушаете, и сразу попытаетесь разучивать в быстром темпе, то начнете делать ошибки.

Довольно быстро вы заучите эти ошибки, и сыграть правильно уже не получится ни быстро, ни медленно. Придется начинать всё с самого начала, с очень медленного темпа и потратить много времени.

Запомните, если вы не можете сыграть медленно без ошибок, то и быстро вы сыграть не сможете. Поэтому, выучив упражнение в медленном темпе, можете темп слегка увеличить, и так постепенно довести до нужного.


Послушайте

Вполне возможно, что вам захочется как-то раскрасить это упражнение, используя знакомые вам штрихи. Это вполне закономерное желание, почему бы не применить на практике полученные знания. Попробуйте такой вариант:


Все восьмые длительности мы будем играть стаккато, остальные без изменения. Постепенно доведем до темпа, который вы услышите. Еще раз напомню, быстрый темп сейчас не главное. Играйте чисто, а техника придет.

Послушайте

В завершение первой части нашего урока предлагаю сыграть этюд из сборника Станкевича "Легкие этюды для блокфлейты". В сборнике этот этюд идет под номером 14. Было бы хорошо, если бы вы его выучили и могли бы играть по памяти, не глядя в ноты.


Послушайте

Игра под аккомпанемент.

Играть в ансамбле, в оркестре, в составе какой-нибудь группы намного интереснее. Вы можете играть дуэтом (трио и т.д.) с другими блокфлейтистами, флейтистами или с гитарой. Играть можно практически с любым инструментом, это может быть фортепиано, баян, синтезатор, губная гармоника, да все что угодно.

К сожалению, я могу предложить только фонограмму. Но даже под аккомпанемент фонограммы играть намного увлекательнее, чем одному. Для этого нам понадобятся, так называемые минусовые фонограммы. Минусовыми их называют потому, что в них записано все, кроме солирующего инструмента, по крайней мере, в нашем случае.

Вот несколько общих правил:

  • перед многими минусовками вы услышите щелчки, которые помогут Вам настроится на темп и понять, когда Вам нужно вступать.
  • во время игры внимательно слушайте аккомпанемент, выдерживайте заданный темп и не пытайтесь играть громче фонограммы.
  • помните, мастерство игры в ансамблях, оркестрах и группах заключается в умении слушать других, а не в способности "перекричать" всех.
  • в тоже время играйте уверенно, не "шепчите себе на ухо".
  • Если вы не можете уверенно играть в сопровождении, разберите произведение самостоятельно, отрепетируйте сложные для вас места и после этого пробуйте играть под аккомпанемент.
  • Если вы ошиблись - не останавливайте фонограмму, вступайте со следующего такта и продолжайте играть.
  • В качестве нашего первого опыта я подобрал несколько очень простых мелодий, поскольку в данный момент нашей первостепенной задачей является развитие чувства ансамбля, а не виртуозное владение инструментом. Вот первая из них:


    Послушайте

    Следим за нотным текстом, размер три четверти, значит считаем раз-два-три ,раз-два-три. Две вертикально расположенные точки, в конце последнего такта означают, что мелодия играется два раза. Дыхание можно взять после четвертого такта. Попробуйте сыграть эту мелодию, думаю это, не составит вам ни какого труда.

    А вот теперь мы подошли к самому интересному:

    Минусовая фонограмма

    Слушайте и снова следите по нотному тексту. Для преобретения первого опыта я подобрал фонограмму, в которой мелодия дублируется, но так будет не всегда. И еще, не бросайте последнюю ноту, она должна длиться три четверти. Ну а теперь берите инструмент, запускайте фонограмму... И играйте! Запустить!.

    Как впечатление? Понравилось? И это только начало! Можете рассматривать эту мелодию, как упражнение. Кстати, несмотря на то, что играть под фонограмму увлекательно, все же не пренебрегайте другими упражнениями этого урока. Я не даю ничего лишнего, и в моих уроках все имеет значение.

    На следующем уроке нота соль второй октавы. Пентатоника. Импровизация в пентатонике под аккомпанемент.
    Успехов.

    Нравится

    • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese
    dlya-detey-v.ru Журнал для родителей

    Всё, что мы можем и должны сделать для наших детей


    © 2008-2017 Блокфлейта. Школа Игры. | Programming V.Lasto | Povered by Nano-CMS | Designer S.Gordi | Memory consumption: 1 Mb