Десятый урок. Соль второй октавы. Пентатоника. Импровизация.

На этом уроке мы познакомимся с очередным звуком: соль второй октавы, узнаем, что такое пентатоника и попробуем себя в импровизации, конечно же, под аккомпанемент.

Нота соль второй октавы записывается над пятой линейкой нотного стана:

Звукоизвлечение соль второй октавы требует еще более четкой атаки и более энергичного дыхания, чем фа второй октавы, повторю, что это характерно для всех звуков верхнего регистра. Аппликатура соль второй октавы совпадает с аппликатурой соль первой октавы, за исключением октавного клапана (смотрите 8 и 9 уроки).

Послушайте звучание ноты соль второй октавы и попробуйте ее извлечь, помните про атаку и дыхание.

Потренируйтесь в извлечении звука соль второй октавы, как всегда на простом упражнении. Первую ноту вы извлекаете как обычно, а последующие легато, только открывая или закрывая отверстия.

Обозначения длительностей в этом упражнении абсолютно условны. Можно играть фа как четверть или половику, а соль как целую ноту. Вы берете знакомую Вам ноту фа, и открываете отверсия, одновременно увеличивая интенсивность дыхания. Если не получается легато, то попробуйте поиграть стаккато. Запомните ощущения, когда нота соль второй октавы будет получаться уверенно.

На прошлом уроке я просил выучить этюд из сборника Станкевича Легкие этюды для блокфлейты и играть его по памяти, не глядя в ноты.
Интересно, многие ли выполнили это задание? Вот этот этюд:

Вспомнили? Надеюсь, что да. Теперь послушайте, как этот этюд звучит с аккомпанементом. Напомню, что в самом начале, Вы услышите щелчки, что бы настроиться на заданный темп. Размер 3/4, поэтому считаем вместе со щелчками: Раз-два-три, Раз-два-три.

Послушайте

Согласитесь, под аккомпанемент он звучит значительно интереснее! А теперь настала пора сыграть этот этюд и Вам. Тем, кто его знает на память, не придется смотреть в ноты и значит можно переключить свое внимание на то, что бы сделать из него настоящее произведение. И еще, на прошлом уроке я лишь упомянул о двоеточии перед последней тактовой чертой:

Этот знак называется реприза. Реприза - знак повтора. В данном случае она говорит нам, что весь этюд повторяется, другими словами играется два раза, так что аккомпанемент будет звучать в соответствии с этим. Сыграв один раз, вернитесь на начало и повторите еще раз. Конечно, настроечных щелчков второй раз не будет.

Слушаем и играем

Те, кто еще не выучил этот этюд, пожалуйста, выучите, на следующем уроке мы снова к нему вернемся.

Пентатоника.

Название пентатоника происходит оттого, что в пределах одной октавы она содержит 5 звуков. В обычной гамме, как известно, семь звуков. Если из нее удалить 2 звука, а именно IV и VII ступень в мажорном ладу, то в гамме останется пять звуков. Пентатоника - пять тонов.

Естественно, ее можно продолжить на вторую и третью октавы. Пентатоника обладает интересными свойствами. Например, что бы вы ни играли в пентатонике, это прекрасно ляжет на аккомпанемент в той же тональности. В минорной пентатонике те же самые ноты, что и в пентатонике параллельного мажора, только тоника другая. Вот пентатоническая гамма ля-минор.

Здорово, не правда ли? Пентатонику можно построить в любой тональности, а значит вы можете импровизировать так же в любой тональности. Нужно всего лишь удалить IV и VII ступень гаммы в мажоре или II и VI в миноре. Построим пентатонику в Соль-мажоре:

Как Вы можете заметить, при ключе стоит знак Фа-диез, эту ноту мы еще не проходили, но фа-диез в Соль-мажоре как раз VII ступень и в пентатоническую гамму не входит, как и в параллельном ми-миноре. Что бы Вас не смущать, я не буду пока указывать этот знак. Теперь найдем эти ноты во всем известном нам диапазоне.

Используя пентатоническую гамму можно играть в различных стилях, таких как блюз, фолк, кантри. Сегодня мы будем импровизировать в пентатонике, в тональности ми-минор. Посмотрите на ноты:

Мелодия состоит из 3х частей по 8 тактов. Первая и последняя часть расписаны в виде нот, средняя часть полностью в Вашем распоряжении. Эти 8 тактов Вы играете то, что хотите, правда, в пределах пентатонической гаммы. Теперь пару слов об аккомпанементе. Сначала, как обычно настроечные щелчки. Далее начинайте играть по нотам и готовьтесь к импровизации. Затем полет Вашей фантазии, и, обратите внимание, в нотах есть такт, который помечен звездочкой, В этом месте, в аккомпанементе Вы услышите звук колокольчика, который предупредит Вас о том, что начался последний такт импровизации и далее идет последняя часть мелодии.

Аккомпанемент

Возможно, что у Вас не сразу получится импровизация так, как бы Вы этого хотели. Продолжайте заниматься, и с каждым разом Ваша импровизация будет интересней и интересней. Впоследствии, можно вообще не играть по нотам, а импровизировать с самого начала и до конца. Вскоре Вы почувствуете и все прелести пентатоники и вкус к импровизации. Старайтесь разнообразить ритмический рисунок и использовать весь доступный Вам диапазон.

Однако пентатоника довольно коварна. Некоторые начинающие музыканты (особенно гитаристы), познакомившись с пентатоникой, зацикливаются на ней, решая, что они знают достаточно, и перестают развиваться дальше, как музыканты, как импровизаторы, и от этого я хотел бы Вас предостеречь. Пентатоника, это лишь один кирпичик большого дома, лишь один оттенок из всего многообразия красок. Но знать о ней нужно и нужно уметь ей пользоваться. Кстати, существуют пентатонические блокфлейты, то есть блокфлейты, на которых можно играть, только в пределах пентатонической гаммы.

Еще раз вернемся к репризе. Очень часто этот знак используется как парно-симетричный.

Такая расстановка знаков говорит о том, что первый раз мы играем сначала и до конца, после этого повторяем отрывок, заключенный между двумя знаками репризы. В данном случае с четвертого такта и до конца (подчеркнуто красной чертой).

Нравится

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

© 2008-2017 Блокфлейта. Школа Игры. | Programming V.Lasto | Povered by Nano-CMS | Designer S.Gordi | Memory consumption: 1 Mb