Восьмой урок. Легато.

На этом уроке я не даю новых нот. Нам предстоит закрепить уже пройденный материал и пополнить репертуар. Так же Вы познакомитесь с новым штрихом исполнения. Начнем с изучения нового для вас штриха – Legato (легато) связно. Для обозначения legato используется символ “скобка” называемый лигой. В нотном письме это выглядит так:

или так:

В первом случае залигованы ноты разной высоты, они исполняются без атаки языком (кроме первой в залигованной группе, об этом немного ниже). Второй случай, когда залигованы ноты одной высоты, в этом случае длительности залигованных нот складываются.

Ни когда не играется легато: первая нота произведения, первая нота начала музыкальной фразы, нота, идущая после паузы или после взятия дыхания. Эти ноты всегда играются с атакой языком.

Вот маленькое упражнение, которое поможет Вам освоить этот прием: Рассмотрим первый такт. Возьмите первую ноту с атакой, это "ля" первой октавы, затем просто откройте второе отверстие, не прерывая дыхания, что бы получилась нота «си» первой октавы. Обратите внимание, что язык в извлечении «си» не участвует. Извлекайте первую ноту каждого такта с атакой, вторую ноту играйте легато. Каждый такт повторяйте несколько раз, добиваясь чистой игры.

Теперь попробуйте сыграть еще одно упражнение. Первую ноту вы извлекаете как обычно, а последующие легато, только открывая или закрывая отверстия.


Послушайте

В этом упражнении с атакой играются только первые ноты каждого такта. Остальные ноты исполняются легато. Я акцентирую на этом внимание, потому, что Вы видите группу из четырех залигованных нот, но следует понимать, что первая нота в любой залигованной группе играется с атакой. Обратите внимание, знаки лиги могут располагаться как, под нотами так и над ними.

Вот ущу одно упражнение, которое поможет Вам овладеть этим исполнительским приемом. Очень полезны упражнения на основе гаммы:

Послушайте

Исполнение легато звуков, аппликатура которых отличается не сильно, обычно не вызывает трудностей. Другое дело если разница в аппликатуре значительна. Рассмотрим пример: После исполнения ноты «фа» или «ре» необходимо открыть целых пять отверстий, что бы взять «си». Ваши пальцы должны двигаться синхронно, иначе между «фа» и «си» появятся лишние паразитные звуки. Вот упражнения на игру интервалов легато.

Послушайте

Начало четвертого такта я пометил звездочкой. Такой знак используют пианисты, для обозначения того места, где нужно снять(отпустить) педаль. Я же пометил им четвертый такт для того, что бы рассказать Вам одну хитрость. У Вас интервал фа-си легато может не получаться чистым довольно долго. Для того они и упражнения, что бы нарабатывать навыки. Ну а если Вы разучиваете произведение и всё хорошо, но вот какой либо интервал легато чисто сыграть не получается. Играйте его нон легато. Конечно очень мягким языком, едва ощутимым. Скорее всего, этого ни кто не заметит. Но! Упражнения играйте честно и когда-нибудь он получится.

Теперь давайте вспомним материал прошлого урока - стаккато. Сыграем еще одно упражнение, и теперь будем чередовать стаккато и легато.

Послушайте

На прошлом уроке я дал совсем простую мелодию. Сделал я это специально, поскольку сложности с аппликатурой ноты «ми» второй октавы требуют много времени для ее освоения. Надеюсь, что Вы освоили этот звук и готовы использовать полученные навыки. На этом уроке я предлагаю Вам разучить очень известное произведение Л. Бетховена «Сурок».

Послушайте

На следующем уроке нота фа второй октавы. Игра под аккомпанемент.
Успехов.

Нравится

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

© 2008-2017 Блокфлейта. Школа Игры. | Programming V.Lasto | Povered by Nano-CMS | Designer S.Gordi | Memory consumption: 1 Mb