Десятый урок. Соль второй октавы. Пентатоника. Импровизация.
На этом уроке мы познакомимся с очередным звуком: соль второй октавы, узнаем, что такое пентатоника и попробуем себя в импровизации, конечно же, под аккомпанемент.
Нота соль второй октавы записывается над пятой линейкой нотного стана:

Звукоизвлечение соль второй октавы требует еще более четкой атаки и более энергичного дыхания, чем фа второй октавы, повторю, что это характерно для всех звуков верхнего регистра. Аппликатура соль второй октавы совпадает с аппликатурой соль первой октавы, за исключением октавного клапана (смотрите 8 и 9 уроки).
Послушайте звучание ноты соль второй октавы и попробуйте ее извлечь, помните про атаку и дыхание.
Потренируйтесь в извлечении звука соль второй октавы, как всегда на простом упражнении. Первую ноту вы извлекаете как обычно, а последующие легато, только открывая или закрывая отверстия.

Обозначения длительностей в этом упражнении абсолютно условны. Можно играть фа как четверть или половику, а соль как целую ноту. Вы берете знакомую Вам ноту фа, и открываете отверсия, одновременно увеличивая интенсивность дыхания. Если не получается легато, то попробуйте поиграть стаккато. Запомните ощущения, когда нота соль второй октавы будет получаться уверенно.
На прошлом уроке я просил выучить этюд из сборника Станкевича Легкие этюды для блокфлейты и играть его по памяти,
не глядя в ноты.
Интересно, многие ли выполнили это задание? Вот этот этюд:

Вспомнили? Надеюсь, что да. Теперь послушайте, как этот этюд звучит с аккомпанементом. Напомню, что в самом начале, Вы услышите щелчки, что бы настроиться на заданный темп. Размер 3/4, поэтому считаем вместе со щелчками: Раз-два-три, Раз-два-три.
Согласитесь, под аккомпанемент он звучит значительно интереснее! А теперь настала пора сыграть этот этюд и Вам. Тем, кто его знает на память, не придется смотреть в ноты и значит можно переключить свое внимание на то, что бы сделать из него настоящее произведение. И еще, на прошлом уроке я лишь упомянул о двоеточии перед последней тактовой чертой:

Этот знак называется реприза. Реприза - знак повтора. В данном случае она говорит нам, что весь этюд повторяется, другими словами играется два раза, так что аккомпанемент будет звучать в соответствии с этим. Сыграв один раз, вернитесь на начало и повторите еще раз. Конечно, настроечных щелчков второй раз не будет.
Те, кто еще не выучил этот этюд, пожалуйста, выучите, на следующем уроке мы снова к нему вернемся.
Пентатоника.
Название пентатоника происходит оттого, что в пределах одной октавы она содержит 5 звуков. В обычной гамме, как известно, семь звуков. Если из нее удалить 2 звука, а именно IV и VII ступень в мажорном ладу, то в гамме останется пять звуков. Пентатоника - пять тонов.

Естественно, ее можно продолжить на вторую и третью октавы. Пентатоника обладает интересными свойствами. Например, что бы вы ни играли в пентатонике, это прекрасно ляжет на аккомпанемент в той же тональности. В минорной пентатонике те же самые ноты, что и в пентатонике параллельного мажора, только тоника другая. Вот пентатоническая гамма ля-минор.

Здорово, не правда ли? Пентатонику можно построить в любой тональности, а значит вы можете импровизировать так же в любой тональности. Нужно всего лишь удалить IV и VII ступень гаммы в мажоре или II и VI в миноре. Построим пентатонику в Соль-мажоре:

Как Вы можете заметить, при ключе стоит знак Фа-диез, эту ноту мы еще не проходили, но фа-диез в Соль-мажоре как раз VII ступень и в пентатоническую гамму не входит, как и в параллельном ми-миноре. Что бы Вас не смущать, я не буду пока указывать этот знак. Теперь найдем эти ноты во всем известном нам диапазоне.

Используя пентатоническую гамму можно играть в различных стилях, таких как блюз, фолк, кантри. Сегодня мы будем импровизировать в пентатонике, в тональности ми-минор. Посмотрите на ноты:

Мелодия состоит из 3х частей по 8 тактов. Первая и последняя часть расписаны в виде нот, средняя часть полностью в Вашем распоряжении. Эти 8 тактов Вы играете то, что хотите, правда, в пределах пентатонической гаммы. Теперь пару слов об аккомпанементе. Сначала, как обычно настроечные щелчки. Далее начинайте играть по нотам и готовьтесь к импровизации. Затем полет Вашей фантазии, и, обратите внимание, в нотах есть такт, который помечен звездочкой, В этом месте, в аккомпанементе Вы услышите звук колокольчика, который предупредит Вас о том, что начался последний такт импровизации и далее идет последняя часть мелодии.
Возможно, что у Вас не сразу получится импровизация так, как бы Вы этого хотели. Продолжайте заниматься, и с каждым разом Ваша импровизация будет интересней и интересней. Впоследствии, можно вообще не играть по нотам, а импровизировать с самого начала и до конца. Вскоре Вы почувствуете и все прелести пентатоники и вкус к импровизации. Старайтесь разнообразить ритмический рисунок и использовать весь доступный Вам диапазон.
Однако пентатоника довольно коварна. Некоторые начинающие музыканты (особенно гитаристы), познакомившись с пентатоникой, зацикливаются на ней, решая, что они знают достаточно, и перестают развиваться дальше, как музыканты, как импровизаторы, и от этого я хотел бы Вас предостеречь. Пентатоника, это лишь один кирпичик большого дома, лишь один оттенок из всего многообразия красок. Но знать о ней нужно и нужно уметь ей пользоваться. Кстати, существуют пентатонические блокфлейты, то есть блокфлейты, на которых можно играть, только в пределах пентатонической гаммы.
Еще раз вернемся к репризе. Очень часто этот знак используется как парно-симетричный.

Такая расстановка знаков говорит о том, что первый раз мы играем сначала и до конца, после этого повторяем отрывок, заключенный между двумя знаками репризы. В данном случае с четвертого такта и до конца (подчеркнуто красной чертой).
|
Нравится |
Если надо, то будут. А что бы Вы хотели узнать в следующем уроке?
Будет ли когда-нибудь продолжение? Хотелось бы упражнений на оставшиеся ноты, другие тональности (кроме до-мажора и ля-минора, использованных в данных уроках), более сложных и интересных произведений для тренировки. Ну и вообще, продолжения теории и практических советов! :)
P.S. Заготовленных аккомпанементы, кстати, - это очень удачно для самоучителя.
П.С.- На просторах рунета это лучшие уроки, что я видел.Большое спасибо Автору.
Продолжение постораюсь сделать.Ноты в "столбик" - это аккорд.Такая запись для таких инструментов, на которых можно сыграть несколько нот одновременно, пианино, гитара, баян, аккордеон.Про такие инструменты говорят, что они многоголосые.На блокфлейте нельзя этого сделать. Блокфлейта одноголосый инструмент.
Но кое-что осталось непонятным. Например, когда рядом с нотами знак диез или бемоль, то как в таких случаях брать ноту? Или, когда в самом начале нотного стана указывается диез?
Присоединяюсь ко всем выше отписавшимся - уроки действительно превосходные, начала играть буквально за неделю, хотя духовые никогда раньше в руках не держала.
Так же очень хочется продолжения. Не хватает упражнений на отработку диезов-бемолей, а так же (это главное, диезы-бемоли можно и самому с аппликатурой под рукой отработать) - описания приемов игры. Что вообще в принципе можно делать на блокфлейте и как это делать. На форуме постоянно попадаются некие непонятные термины, обозначающие приемы игры, но что это - как это - нет систематической информации.