О левшах и музыкальных инструментах

О левшах и музыкальных инструментах

Довольно часто меня спрашивают об инструментах, в основном о блокфлейтах, сконструированных специально для левшей. Конечно, такие инструменты существуют. Но давайте порассуждаем о том, насколько действительно нужны такие инструменты.


На первый взгляд кажется вполне логичным, что для правшей нужны одни инструменты, для левшей другие. Но это только на первый взгляд. На самом деле не всё так просто.


Начнем с того, что выясним, сколько левшей, а сколько правшей. Эта информация пригодится нам в наших рассуждениях. Итак, различные источники говорят, что левшей в мире 8%-12%. Ну и отлично. Возьмем среднее арифметическое - 10%. Попутно выяснил, что 13 августа отмечается Всемирный день левши и что среди мужчин левшей больше. Впрочем, это к нашему делу не относится.


Теперь давайте рассмотрим инструменты и начнем с блокфлейты. На этом инструменте работают обе руки. Да, на правой руке занят еще и мизинец, за то на левой намного больше работы у большого пальца, который на правой служит лишь для удержания инструмента.


Если учесть тот факт, что у любого человека плохо развиты оба мизинца, если он их специально не развивал, то однозначно сказать, что правши находятся в более выигрышном положении, чем левши я не могу. Правшам тоже приходится достаточно попотеть, что бы достичь подвижности мизинца. Про другие инструменты «деревянной» группы я даже и не говорю, там работают все десять пальцев!


Теперь перейдем к клавишным. Вопреки распространенному мнению, что на фортепиано основная нагрузка ложится на правую руку, могу сообщить, что у пианиста прекрасно развиты обе руки. Один больше тратят времени и сил на развитие левой руки, другие на развитие правой. Существуют специальные этюды для левой руки, которые так тяжело даются правшам.


Жена одного моего хорошего знакомого левша. Вспоминая годы учебы в Гнессинском институте, она рассказывает, как легко и быстро она разучивала такие этюды и как тяжело они давались правшам. В полифонических произведениях одинаково работают обе руки, тут ни куда не денешься. Так же существуют произведения для левой руки, в том числе и крупная форма. Например, Концерт № 2 М. Равеля или Концерт № 4 С. Прокофьева. Об истории этих произведений я расскажу в конце статьи.


Теперь перейдем к струнной группе. Тут как раз всё наоборот. Мелкая техника в левой руке. Я не говорю, что правая всегда отдыхает, но посудите сами, на скрипке (альте, виолончели, контрабасе ) в правой руке смычок. И ничего, играют правши, развивают свою левую руку. Почему так исторически сложилось, я не знаю, попробуйте покопать интернет, может быть , что либо и выясните.


А я могу точно рассказать, почему клапаны у валторнистов находятся в левой руке, в то время, когда правая большую часть времени отдыхает. А большинство людей, и валторнистов, конечно же тоже – правши. Тут всё дело в истории. Раньше валторна не была оборудована клапанами и для исполнения любых звуков, не входящих в натуральный звукоряд, требовалась невероятно точная работа правой руки.


Теперь валторны имеют клапанный механизм, и вся техника перешла в левую руку, ну или почти вся. Таким образом, можно сказать, что валторна – это инструмент для левши. Однако ни кому не пришло в голову принципиально изменить валторну и переложить её на другую сторону! Я правша и отдал этому инструменту 9 лет своей жизни. Знаю, о чем говорю.


Хотите еще примеров? Да пожалуйста. Гитара. Она не входит в струнную группу симфонического оркестра, но аналогию со скрипкой провести можно. Что у нас в левой руке? Да, гриф со струнами. Правая рука, конечно, тоже не совсем отдыхает, но левая то - работает всегда! Что забавно, так это то, что левши Джим Хендрикс и Пол Маккартни переворачивали гитары и переставляли струны! Левши брали гриф в правую (слабую в техническом отношении) руку. Поищите фотографии Битлов, их в интернете много. Ещё можно поискать фотографии Слима Уайтмена.


Как видите, с технической точки зрения, в специальных леворуких инструментах особого смысла нет. Но это еще не всё. Мы пойдем дальше. Рассмотрим, что ждет тех, кого я пока не убедил выбрать стандартный инструмент. А именно достоинства и недостатки леворуких инструментов.


Основной недостаток, и с моей точки зрения наиболее существенный, это отсутствие выбора. Такие инструменты выпускает не каждая фирма, а если выпускает, то не во всех линейках, ну и дистрибьюторы их не очень то и берут, так что придется заказывать непосредственно на фирме. И когда придет время сменить инструмент на более качественный, не факт, что такой найдется! Продать такой инструмент тоже невероятно сложно.


Следующий вопрос – меркантильный, то есть финансовый. Нестандартные инструменты дороже стандартных, это понятно. А уж если заказывать мастеровой, который сам по себе дорог, то, наверное, не каждый мастер и возьмется, а если возьмется, то заплатите за такой инструмент, как за чугунный мост.


Первоначальное обучение на нестандартном инструменте так же имеет свои особенности. Учебные пособия рассчитаны на стандартные инструменты, и нужно постоянно делать поправку «на лету». Тот же сэр Пол Маккартни, когда учился играть на гитаре, разучивал аккорды, которые ему показывали, глядя в зеркало.


Как видите, недостатки нестандартных инструментов весьма серьёзные. Их использование чаще всего неоправданно. Действительно, в самом начале статьи мы выяснили, что каждый десятый в нашем мире левша. Но! Посмотрите вокруг, разве каждый десятый музыкант играет на «перевернутом » инструменте? Нет, нет и нет. Наоборот, таких людей можно сосчитать по пальцам. За девять лет своего обучения я не встретил ни одного.


В некоторых случаях это и невозможно. Если флейту или гитару музыкант носит с собой, то арфу, рояль, орган с собой не носят. А играют на том инструменте, который имеется в театре, стоит на сцене в концертном зале. Многие театры закупают все инструменты для оркестра. Понятно, что речь идет только о стандартных инструментах.


Ну вот мы дошли и до того момента, когда нужно отдать должное инструментам леворуким. Есть случаи, когда их использование не только необходимо, но и единственно возможно. Иногда, после полученных травм, врачи прогнозируют очень медленное восстановление, и даже не обещают, что оно будет полным. В этом случае разумно выбрать специальный инструмент. Что еще можно сделать, если, например, мизинец одной из рук уже ни когда не обретет подвижность? Конечно, выбрать «зеркальную» блокфлейту, гитару, скрипку. Существуют блокфлейты и для человека, лишившегося руки. Система клапанов такого инструмента позволяет играть на нем, используя только одну руку.


Вот собственно и всё. Выводы каждый сделает для себя сам. Своё мнение я озвучил. Факты, примеры, доказательства привел. Теперь мне осталось лишь рассказать историю возникновения Ре мажорного Фортепианного концерта для левой руки Равеля.


Австрийский пианист Пауль Витгенштейн (нем. Paul Wittgenstein) родился 5 ноября 1887 в городе Вена, Австрия. В 16 лет дебютировал, как пианист виртуоз, в 17 лет ушел на войну и в 19 лет лишился правой руки. Карьеру музыканта он не оставил, стал усиленно заниматься и достиг невиданных успехов в исполнении собственных переложений классических произведений для одной левой руки, с которыми и гастролировал. Морис Равель написал 2ой концерт специально для Витгенштейна и Витгенштейн его с успехом исполнял, в том числе и с Бостонским симфоническим оркестром. В 1958 году Витгенштейн создает собственную школу для левой руки, а в 1958 году Музыкальной академией Филадельфии ему было присвоено звание Доктора музыки.

Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. Я сам по себе, я играю на трубе.

    Я сам по себе, я играю на трубе. Системы блогов, такие как ЖЖ, твиттер, фейсбук позволяют легко и бесплатно создать свой блог буквально за несколько минут. Был и у меня блог в ЖЖ, который навивал на меня такую тоску, что заходил я в него очень редко, а потом и совсем его удалил.

  2. Музыкальные инструменты североамериканских индейцев

    Музыка – неотъемлемая часть жизни североамериканских индейцев. Богатство музыки североамериканских индейцев усиливается разнообразием музыкальных инструментов, таких как барабаны, флейты и трещотки. Эти инструменты часто сопровождали песни североамериканских индейцев, которые играли важную роль в устной передачи истории и обычаев, а также в образовании этих племен.

  3. 5 удивительных хобби, которые украсят вашу жизнь

    Каждому человеку нужно хобби-это факт. Без них жизнь, как бы прекрасна она не была, вскоре становится скучной и тусклой. Не верите ? Вспомните детство.Каждый день открывал нам новые краски, мы впитывали в себя новую информацию и радовались каждой детали, всему новому, что наполняло нашу жизнь радостью.

Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

Адрес заметки: http://www.blf.ru/blog/post_1302810404.html

15 апреля 2011, 06:42
№ 1: -
Ах, Вы на него посмотрите. У валторны, значит, исторически, а у других - нет :)
То есть, у клавишных не было периода становления, где разница партий правой и левой руки была заметна?
"Нестандартные инструменты дороже стандартных, это понятно." - ни фигашеньки не понятно. Блокфлейту мастер исполнит как правостороннюю, так и левостороннюю, без прибавок. Панфлейту - тем более. Любой инструмент без клапанов можно без надбавок и проблем заказать "левосторонним".
Другое дело, что сложно найти среднеуровневый готовый инструмент левосторонний. Это да. И продать левосторонний тоже.
Нету
01 марта 2012, 09:29
А где купить-то можно "леворукий" гобой? Я правша, но я на всех духовых инструментах с грифовыми отверстиями или клапанами (кроме окарин, у которых постановка рук вообще уникальная для каждого инструмента) левую руку держу на нижних нотах, потому что левая слабее и удержать инструмент в области расположения верхних нот может не всегда. И вообще, располагать сбоку отверстия на духовых инструментах так, как это сейчас, придумали именно левши. Именно левши начали держать поперечку в правую сторону.
Anonymous
Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


апрель 2011
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30


bogdanik.wordpress.com Помогите Богдану!

Помогите маленькому Богдану сделать свой первый шаг