О таланте и трудолюбии.

О таланте и трудолюбии

Все, кто учится играть на музыкальном инструменте, рано или поздно задаются одним и тем же вопросом: почему некоторые становятся мастерами, а другие остаются посредственными музыкантами? Что нужно сделать, то бы стать виртуозом? Обычный ответ, который они получают от окружающих, таков: «Нужно иметь талант, одаренность, способности».


Спорить не буду, имея талант, в каком либо деле, достичь успеха легче. Но вот вопрос, насколько легче? Иногда создается ложное впечатление, что одаренные люди ничего не делают, а успех приходит к ним в виде дара, на то они и одаренные. Однако, это далеко не так, чему есть множество подтверждений. Почитайте про тех людей, которых называют талантливыми – все они очень много трудились.


Рассказывают, что однажды выдающийся итальянский скрипач и композитор Пабло Сарасате услышал, как некий критик назвал его гением. На что Сарасате возмущенно заметил: « В течение тридцати семи лет я упражнялся в игре на скрипке не менее двенадцати часов в день. А теперь этот человек называет меня гением»!


В детстве талантливы все. Недаром же говорят, что каждый ребенок музыкант, спортсмен, художник и поэт. А вот затем, что бы добиться успеха, нужно работать, работать и работать. (Вот я сказал, совсем как дедушка Ленин, только у него было учиться, а не работать). Есть хорошая поговорка: «В пять лет - гений, в десять - талант, в пятнадцать - одаренность, в двадцать - обычный человек».


Так к чему я это всё рассказываю? А к тому, что практически любой человек может научиться играть на инструменте (плавать, стрелять, рисовать, погружаться с аквалангом, жонглировать, прыгать с парашютом). Первое условие достижения успеха - это регулярные занятия. Запомним это.


Теперь, когда стало (а стало?) понятно, что первый кит, это регулярные занятия, поговорим о втором ките, назовём его системный подход. Помните басню Крылова «Обезьяна»? Не помните? Ну, так перечитайте! Я же приведу лишь последнюю строчку: «ТрудИшься много ты, да пользы в этом нет».


Что бы была отдача от занятий, а желательно еще и максимально эффективная, потому, как у нас нет времени заниматься по 12 часов, заниматься нужно правильно. Дудение любимой мелодии пользы точно не принесет. Но правильные занятия, даже по 20 минут в день, обязательно принесут свои плоды.


Систему вы можете разработать самостоятельно или довериться автору пособия, который это сделал за вас. Идея простая. Понедельник - четверг - игра продолжительных звуков, упражнения на трели. Вторник-пятница – упражнения на легато, гаммы, интервалы. Среда – суббота – упражнения на технику, художественные произведения. Воскресенье – занимаемся над тем, что хуже всего получается. А можно устроить и свободный день, например, поехать в гости. Один раз в неделю вполне допустимо.


Третий кит – изучайте творчество мастеров! Это тоже очень «важный кит», даже если вам так не кажется. Если вы шахматист, изучайте партии гроссмейстеров, если художник, изучайте картины известных мастеров, если боксер, изучайте поединки выдающихся спортсменов, если музыкант, ходите на выступление хороших музыкантов, слушайте записи. Учитесь, копируйте манеру игры, не бойтесь и не стесняйтесь, это не плагиат, это обучение. Свой стиль и характер игры у вас и так со временем появится. Обязательно пишите себя и прослушивайте записи. Многие огрехи исполнения вы услышите только в записи.


Только не подумайте, что я обещаю то, что вы станете Моцартом, Есениным, Шишкиным или Менделеевым. Я вам рассказал, как можно достичь хорошего любительского уровня, а не застрять в новичках, как сделать эффективными даже непродолжительные занятия и без чего у вас не получится совсем ничего. Главное, что вы будете получать удовольствие не только от занятий любимым делом, но и от результата этих занятий.


Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

О музыкальной грамоте и табулатурах.

О музыкальной грамоте и табулатурах

Музыканты-любители на многих форумах регулярно поднимают один интересный вопрос: нужно ли изучать музыкальную грамоту, если музыка – хобби? Те, кто против изучения, обычно приводят такие доводы: "Я подбираю на слух, я медитирую, мне этого хватает. А изучение музыкальной грамоты дело не простое, занимает много времени, и необходимо только профессионалам, вот у меня есть знакомый, на гитаре играет любо-дорого, а ни одной ноты не знает".


Еще один довод, который приводят люди, делающие самые первые шаги таков: "Я первый раз в жизни взял в руки инструмент и через полчаса сыграл «Чижик-пыжик». Тут нужно определить цели, или вы хотите научиться играть на инструменте, или вы хотите пропищать, просвистеть, проскрипеть чижика. Вещи взаимно исключающие.


Я знаю человека, который виртуозно играет на двухрядной гармони, и при этом совершенно не знаком с теорией. Справедливости ради нужно отметить, что играет он с пяти лет и имеет превосходный слухи отличную память от природы. А еще его учил отец, то есть всё же не самоучка, было, у кого спросить. Хотя знание теории музыки и ему бы не помешало, как не мешало ещё ни кому.


А большинству самоучек нотная грамота как раз очень нужна. Иначе откуда возникают различные системы табов, постоянные их поиски. «У кого есть табы такой-то песенки, поделитесь!» или еще смешнее: «Есть ноты, кто по ним может написать табы?».


Другими словами, необходимость записывать музыку не отпадает и у любителей, но миф о том, что музыкальная грамота ужасно сложна, а табы наоборот, просты и удобны, толкает самоучек в сторону табов.


Прежде чем я расскажу о всех недостатках табов, хочется сказать немного о нотах. Итак, миф о том, что изучение нот сложная задача развенчивается очень просто. Пятилетний ребенок в музыкальной школе начинает играть по нотам уже через 2-3 месяца. Ребенок, который еще и читать то не умеет.


Конечно, возразит любитель табулатур, в музыкальной школе, с учителем! Но это в 5 лет и за 3 месяца. А в 20-40 лет можно выучить музграмоту за полгода, умея читать, и при наличии интернета? Хотя я себе не представляю, на что там можно потратить полгода! За пол года можно научиться сносно читать с листа. Это для человека со среднестатистическими способностями.


О табулатурах говорить сложно. С какого недостатка начать? С самого большого? Тогда с какого большого, если все большие? Ладно, начну с того, что нет ни одной удобной табулатуры. Именно этим объясняется тот факт, что даже для одного инструмента придумано несколько различных табулатур. Одна простая, но позволяет играть только хорошо знакомую мелодию, другая напротив, так сложна, что по ней можно играть только очень медленно, в час по чайной ложке.


Вторым серьёзным недостатком является инструменто-ориентированность табов. Можно выучить мелодию по табам для гитары и, взяв в руки блокфлейту или губную гармонику, начать всё с самого начала. Информация о том, на каком ладу, какую прижать струну, для блокфлейты совершенно бесполезна.


Третьим недостатком табулатур можно назвать их низкую информативность. Нотная запись сразу сообщает высоту и длительность звуков, темп, размер, нюансы, штрихи, а табы только малую часть этой информации. Видел я попытки создать информативную табулатуру, она была значительно сложнее нотной записи, и она была значительно более громоздка. Ни о каком чтении с листа и речи быть не могло.


Четвертым недостатком является низкая доступность табов. Можно найти архив из 100-200 табов для какого либо инструмента, но это будет считаться крупнейшим архивом. И не факт, что в этом архиве будут табы, выдержанные в пределах одной системы. И если даже там обнаружится нужная вам мелодия, вернее её табы, то отыскать дуэт или трио – это из области фантастики.


Пятый крупный недостаток табов, это то, что их нельзя транспонировать. Вот представьте себе, вы нашли табы мелодии для губной гармоники и для гитары. Начали играть, а они в разных тональностях. Всё, приехали, репетиция закончилась.


Наверное, на этом я и остановлюсь. Если вас не убедили доводы, которые я привел выше, то нет смысла приводить вам еще два десятка достоинств нотной записи и недостатков табов. В конце концов каждый выбирает для себя сам.


Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

Комментариев: 3

Выразительные и исполнительские средства.

Выразительные и исполнительские средства

Читая многочисленные статьи о выразительных и об исполнительских средствах, создается впечатление, что автор или не знает о чем пишет, либо намеренно старается запутать своего читателя. Звук могут назвать как выразительным, так и исполнительским средством, а могут и тем и другим, да еще в пределах одной статьи. Ни каких пояснений при этом не дается. Вот и поди пойми, что к чему.


На самом деле ничего сложного в этих понятиях нет. Путаница возникает из-за того, что одни описывают средства применительно к клавишным инструментам, другие к струнным, третьи к духовым, четвертые делают компиляцию из всего, что нашли в библиотеке, особо не задумываясь над смыслом прочитанного.


То, что я расскажу Вам в этой статье, Вы не прочтете ни где, по крайней мере, я не встречал, что-бы кто-то ясно и однозначно объяснил - это выразительные средства, а это исполнительские. Чаще всего происходит наоборот, начинается переливание из пустого в порожнее в результате которого Вам сообщают о размытых границах, двух сторонах творческого процесса, о том, что между исполнительскими и выразительными средствами очень много общего и их невозможно разделить... Но это совсем не так.


Для того, что бы Вы могли следить за моей мыслью, давайте договоримся: выразительные средства (ВС) - это средства композитора, а исполнительские средства (ИС) - это средства исполнителя. Поясню на примере. Штрихи, ритм, метр, темп и его изменения, нюансы, фразировка, мелизмы и т.п. являются ВС. Всё очень просто, ВС можно отметить в нотном тексте! Для этого есть специальные знаки и обозначения. Композитор, сочиняя музыку, пользуется именно выразительными средствами.


Исполнительские средства, это выносливость амбушюра, гибкость дыхания, беглость пальцев, владение различными аппликатурами, владение диапазоном инструмента, владение динамикой, владение двойным и тройным языком и т.п. То есть всё то, что конкретный исполнитель наработал себе в багаж регулярными (или не регулярными, кто как) занятиями. Отметить их в нотном тексте нельзя. Надпись, сделанная в нотах учителем: "В этом месте для Си альтернативная аппликатура" - не в счет.


Композитор никогда не укажет в нотах “исполнять тройным языком” или “если фа высит, используйте альтернативную аппликатуру”. Блокфлейтист, у которого верхние звуки получаются только на три форте, просто пока не обладает необходимой динамикой, необходимым дыханием. Трубач, который не может взять ноту выше соль второй, имеет слабый амбушюр или не правильную постановку или еще что, это пусть учитель выясняет, но в итоге он не владеет достаточным диапазоном для исполнения такого произведения, где эти ноты встречаются. Можно сказать, что для этого произведения исполнительных средств данного музыканта недостаточно.


Теперь, когда Вы уже немного ориентируетесь в этих двух понятиях, как ВС и ИС, я хочу помочь Вам разобраться еще в одной путанице. Очень часто некоторыми понятиями оперируют, выдергивая их из контекста. Это есть неправильно и вредно. Если говорят: звук скрипки, звук флейты, звук валторны, звук кларнета, то имеют ввиду некий уникальный тембр, который присущ тому или иному инструменту. В этом понимании звук - средство выразительное.


С. Прокофьев в своей симфонической сказке Петя и Волк очень ярко представил персонажей именно посредством того, что поручил каждый лейтмотив определенному инструменту, птичка - флейта, утка - гобой, кошка - кларнет, дедушка - фагот и т.д. Прокофьев, как композитор использовал выразительные средства и указал это в нотном тексте: партия флейты, партия кларнета, партия гобоя.


Совсем другое дело, когда говорят, что у какого-то конкретного музыканта, неважно будет это флейтист или трубач, красивый звук. И не просто красивый, а удивительный, неподражаемый, уникальный! Этого музыканта по его звуку узнают в записях. Вот в этом смысле звук - исполнительское средство. Средство наработанное и принадлежащее конкретному исполнителю.


И что же, спросите вы, исполнители не используют выразительные средства в своём творчестве? Почему же, отвечу я, конечно же используют. Во-первых, не под каждой же музыкальной фразой проставлены нюансы, динамика, штрихи. Часто композитор отдает это на суд исполнителя. Во-вторых, даже если и проставлены, то исполнитель вправе решить, насколько острое будет стаккато или до какого нюанса исполнить крещендо. Так что есть возможность для творчества у исполнителя, есть! Главное, привнося своё, не испортить произведение.


Надеюсь, теперь Вы самостоятельно сможете правильно классифицировать, какое понятие принадлежит к ИС, а какое к ВС применительно к духовым инструментам. Имейте ввиду, что у струнников свои трудности и свои исполнительские средства, а у клавишников - свои. Например, что бы исполнить быстрый пассаж им техника языка и гибкость дыхания не нужна.


Теперь тройка мыслей.


Исполнительские средства нужны, что бы наиболее полно воспользоваться средствами выразительными.


Подбирайте этюды и упражнения немного сложнее, чем позволяют ваши исполнительские средства и тогда, работая над упражнениями вы сможете улучшить свои ИС.


Подбирайте художественные произведения немного проще, чем позволяют ваши исполнительские средства, и тогда, работая над произведением, у вас будет возможность исполнять его максимально хорошо, уделяя больше времени музыкальной стороне и меньше отвлекаться на технические проблемы.


Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

Прыг: 01 02 03 04 05 06
март 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31