Урок 3

Продолжаем изучать нотную грамоту и в этом уроке мы поговорим о таком понятии, как музыкальный темп.

Что бы разобраться с этим вопросом, мы приведем Вам один хороший пример. Скажите, сколько по времени длиться один шаг, когда Вы идете? Скорее всего, Вы ответите, что всё зависит от того, как быстро идти. И это правильно. Если Вы спешите, то на один шаг вы тратите меньше времени, чем при неспешной прогулке. Иными словами, всё зависит от того, в каком темпе Вы идете.

В музыке существуют вполне конкретные обозначения темпов с привязкой ко времени, но и они не являются строго регламентированными. Например: Allegro – быстро – 120-160 четвертей в минуту. А в нотах военных маршей иногда пишут 120 шагов в минуту, подразумевая, что на один шаг приходится одна четверть.

Не волнуйтесь, Вам не придется подсчитывать, сколько четвертей в минуту Вы будете играть, для этого существует такой прибор, как метроном, об использовании которого мы обязательно поговорим на одном из уроков. Отметим, что для обозначения темпов обычно используются итальянские слова, хотя часто встречаются обозначения темпов на других языках: Adagio(итал.) – Медленно (русс.) – Slowly(анг.). Остается добавить, что «Allegro» - произносится как алегро (удвоенная эль не акцентируется в этом слове), а «Adagio» - как адажио.

Кстати, Вы, наверное, обратили внимание на слово «Moderato» над нотами на рис. 1 первого урока? Очень уж оно похоже на итальянское. Совершенно верно, это указание темпа. Модерато на русский язык переводится, как «Умеренно», и соответствует приблизительно 108 четвертей в минуту.

Как обычно, спешу вас предупредить, что нет ни какой необходимости запоминать ительянские обозначения темпа прямо сейчас. Рано или позно, но Вы будете играть произведения в различных темпах, вот тогда и запомните, причем раз и на всегда. Сейчас достаточно того, что Вы узнали, каким образом обозначается музыкальный темп.

Еще хочу добавить, что независимо от того, в каком темпе предписывается исполнять произведение, разучивать Вы его будете все равно в медленном темпе, и только через некоторое время, Вы приблизитесь к указанному темпу.

Музыкальный размер

Если Вы когда-нибудь учились танцевать вальс, или хотя бы видели, как учатся другие, то Вы легко усвоите материал этого урока. Начинающие танцоры запоминают движения под счет. Для вальса этот счет выглядит так: РАЗ-два-три, РАЗ-два-три… Другими словами весь танец состоит из движений, сгруппированных по три. Такой музыкальный размер называется три четверти и записывается в виде дроби - 3/4. В музыкальной записи каждая тройка четвертей отделяется друг от друга тактовой чертой.


Рис. 1

На рисунке 1 размер указан сразу после скрипичного ключа. После указания размера записаны три ноты, и мы уже знаем, что длительность каждой из них одна четверть. После третьей четверти располагается тактовая черта – вертикальная линия на всю ширину нотного стана. Промежуток нотоносца между двумя тактовыми чертами называется такт. На рисунке 1 мы можем насчитать 5 тактов, каждый из которых состоит из трех четвертей.

Пожалуйста, не обращайте внимания на высоту нот, не пытайтесь выяснить какие это ноты. Я мог бы написать всё на одной линейке, нам важны только их длительности. Просто ноты, записанные на одной линейке, смотрелись бы очень скучно.

Теперь важно понять, что совершенно не обязательно в такте должны быть только четвертные ноты. Главное, что бы сумма длительностей всех нот в такте соответствовала указанному размеру. На первом уроке, когда мы говорили о длительностях, мы выяснили, что одна половинная нота равна по длительности двум четвертым, помните этот рисунок?


Рис. 2

А значит, мы можем использовать и половинные ноты в музыкальных произведениях размером в три четверти:


Рис. 3

Давайте посмотрим, что у нас в первом такте. Первая нота половинная, её длительность составляет 2 четверти, вторая нота четверть, итого 2+1 = 3 четверти. Во втором и третьем такте то же самое, половинка плюс четверть. А в четвертом такте три четвертные ноты.Таким образом, мы не вышли за пределы указанного размера.

На первом уроке мы узнали, что есть еще и целая нота, длительность которой четыре четверти. Как Вы думаете, мы можем использовать её в произведении размером 3/4? Нет. Целая нота не может быть использована в произведении размером 3/4, так же как мы не можем налить в стакан полутора литровую бутылку газировки, она туда просто не поместится.

К счастью, в музыке есть много других размеров, где целая нота может быть использована. Одним из таких размеров является размер четыре четверти – 4/4. Это очень распространенный музыкальный размер. Знаете «Свадебный Марш» Ф. Мендельсона? А «Песенку Друзей» из мультфильма Бременские Музыканты или «Прекрасное Далёко» из телефильма Гостья из будущего? Все эти прекрасные мелодии написаны в размере 4/4.

Давайте рассмотрим в качестве примера мелодии на 4/4 танец, написанный в XVI веке Михаэлем Преториусом.


Каждый такт по длительности вмещает ровно 4 четверти. Вы уже знаете, что половинная нота равна двум четвертям, и наоборот, две восьмые равны одной четверти.

В качестве упражнения, возьмите карандаш и расставьте, пожалуйста, счет под этими нотами. Для самопроверки можно обратиться к рисункам 8 и 9 второго урока и к рисунку 3 этого урока.

Если есть принтер, то распечатайте это упражнение, если нет принтера, то перепишите его в нотную тетрадь от руки. Ну а уж если Вы еще не купили нотную тетрадку, то на обычном листе в клетку начертите пять линеек и перепишите ноты. Попробуйте это сделать первый раз в жизни. Не забудте про ключ и про обозначения размера. Писать ноты от руки должен уметь каждый музыкант, даже если и любитель.

Вы, наверное, заметили, что нотные станы заканчиваются вот таким знаком ? Этот знак служит для обозначения повторов, позже мы поговорим о нем подробнее, а пока не обращаете на него внимание.

Маленькая цифра 5 над второй строкой означает, что следующий за ней такт - пятый по счету. В больших произведениях нумерация тактов помогает ориентироваться в произведении.

Ну вот, собственно всё, что я хотел Вам сказать. Остальная информация в уроках игры на блокфлейте. Думаю, что эти три урока не показались Вам сложными. Надеюсь, я убедил Вас пользоваться нотами, а не табулатурами. От всей души желаю Вам дальнейших успехов!

Нравится

Оставьте комментарий к этому документу:



cod


Все поля обязательны для заполнения!
  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

© 2008-2017 Блокфлейта. Школа Игры. | Programming V.Lasto | Povered by Nano-CMS | Designer S.Gordi | Memory consumption: 1 Mb