Урок 2

Высота звука

Как показывает практика, не все имеют правильное понятие о высоте звука, а поскольку это является одним из ключевых понятий в музыке, то необходимо внести ясность в этот вопрос.

Музыкальные звуки бывают высокими и низкими, говорят, что один звук выше, а другой ниже. Что бы избежать путаницы приведем примеры тех и других звуков: в природе высокие звуки издают маленькие животные и птицы, писк мышки или трель соловья хороший пример высоких звуков. Напротив, крупные животные издают низкие звуки, например мычание коровы или рев медведя являются примером низких звуков.

Конечно, все относительно и, например, волчий вой, несомненно, ниже трели соловья, но между тем выше рычания медведя. Таким образом, мы можем не только говорить о низких или высоких звуках, но и сравнивать их, какие звуки выше, а какие ниже.

Высокий мужской голос называется тенор, низкий мужской голос называется бас. Есть еще средний мужской голос называемым баритон. Надеюсь, Вы понимаете, что баритон выше баса, но ниже тенора.

Длительность звука

Теперь настало время рассказать Вам о другом не менее важном понятии в музыке, как длительность. Для начала вспомним урок физкультуры в школе. Надеемся, что все посещали эти уроки. Возьмем простое упражнение: на Раз – руки перед собой, на Два – руки вверх, на Три – руки в стороны и на Четыре опускаем руки вниз.

Совсем не важно, как быстро мы считаем. Одно упражнение длиться четыре счета, а каждое движение выполняется за один счет. Можно сказать, что каждое движение в этом упражнении составляет 1/4 часть упражнения. В музыке есть такое понятие, как целая нота. Она длиться непрерывно четыре счета и изображается, как незаштрихованный овальчик, который называется головкой ноты:


Рис. 1

И конечно же есть нота, которая длится 1/4 от длительности целой ноты. Оно так и называется – четверть, и выглядят так:


Рис. 2

К голове ноты добавилась вертикальная палочка, которая называется штиль. Можно сказать, что по своей длительности одна целая нота равна четырем четвертям:


Рис. 3

Я не случайно в качестве примера выбрал физическое упражнение. Музыка всегда была связанна с движением и во многих случаях сопровождает его. Вспомните танцы, марши, аэробику.

Логично предположить, что если есть целая нота и нота четверть, то должна быть нота, длительность которой составляет половину целой или 2/4. Конечно, есть такая нота. Она так и называется половинная нота или в просторечье просто половинка. Изображается она чем-то среднем между целой нотой и четвертью, что согласитесь очень логично:


Рис. 4

Одна целая нота по длительности равна двум половинным, а одна половинная двум четвертям. Это можно показать так:


Рис. 5

Уделим еще немного времени длительностям нот. Нам уже известны целая, половинка и четверть.

Существуют и другие длительности, например, восьмая нота, шестнадцатая, тридцать вторая и это еще не всё. Но не пугайтесь, на этом уроке мы разберемся только с восьмыми нотами, остальные длительности нам понадобятся еще не скоро.

Как Вы уже догадались, восьмая нота в восемь раз короче целой ноты, или как еще можно сказать, длительность восьмой ноты составляет 1/8 от длительности целой ноты. А еще можно сказать, что восьмая нота в два раза короче четверти. Посмотрим, как записывается восьмая нота.


Рис. 6

Восьмая нота записывается как четвертная, только с «хвостиком» на штиле, который называется флажок. Если нота располагается ниже третьей линейки, то штиль направляется вверх с правой стороны, а если нота располагается на третьей линейке и выше, то штиль направляется вниз с левой стороны головки.

Флажок же рисуется всегда с правой стороны, за нотой, а не перед ней. Если восьмые идут парами, то их штили могут соединяться, флажки в этом случае не рисуются.

Паузы

Но музыка состоит не только из звуков. Очень часто в музыке встречаются паузы, островки тишины! Паузы, как и ноты, имеют длительности. Целой ноте соответствует целая пауза, половинной – половинная и так далее. Посмотрите, как в музыкальной записи обозначаются паузы:


Рис. 7

Опять же, Вам нет необходимости запоминать сразу изображения всех пауз. Мы запомним их постепенно, когда они будут встречаться в музыкальных произведениях, каждую в отдельности. Сейчас, пожалуйста, запомните, что в отличие от нот, паузы не имеют высоты, а только длительность и на нотном стане всегда записываются в одном месте, как показано на рисунке. В многоголосной записи паузы могут размещаться по-другому, но в рамках данного пособия мы это рассматривать не будем.

Теперь напишем ноты известных нам длительностей на нотном стане и расставим под ними счет:


Рис. 8

Из этого рисунка видно, что целая нота непрерывно длиться все четыре счета. Каждая из половинок непрерывно длится два счета, а четверти играются каждая на один счет. А как же восьмые? Как правильно считать, если на один счет должны звучать две ноты? Для этого в счет вводится вспомогательная «И». Смотрите:


Рис. 9

Если Вы разучиваете мелодию, где нет восьмых, Вы можете считать, как на рисунке 8, а уж если есть, то намного удобнее разучивать произведение, используя при счете вспомогательную «И». В этом случае каждая четверть длится на «Раз и», «Два и», «Три и», «Четыре и», а восьмые на «Раз», «И», «Два», «И» и так далее.

Обычно ученики в этом месте спрашивают: «А сколько по времени длится четверть»? Дело в том, что длительности нот не привязаны ко времени, они привязаны к темпу, о котором мы и поговорим на следующем уроке.

На этом второй урок заканчивается. В третьем уроке мы рассмотрим понятия "музыкальный темп" и "музыкальный размер".

Нравится

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

© 2008-2017 Блокфлейта. Школа Игры. | Programming V.Lasto | Povered by Nano-CMS | Designer S.Gordi | Memory consumption: 1 Mb