Вернуться   www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры. > Родственные инструменты > Изготовление инструментов

Изготовление инструментов Вопросы самостоятельного изготовления инструментов. Материалы, чертежи, расчеты. Доделка, модификация.

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 15.05.2019, 21:51   #1

 
Аватар для vainamoinen
 
Регистрация: 26.05.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 575
Пол:
Вы сказали Спасибо: 165
Поблагодарили 437 раз(а) в 238 сообщениях
По умолчанию

Следующие заметки являются частью письма, которое физик Артур Бенаде (1925-1987) отправил молодому производителю реплик ранних флейт. Мастер просил помощи с теорией о правильном формировании амбушюрного отверстия. Измеряя флейты в музеях, мы собираем много информации о внешних диаметрах и параметрах канала, но очень мало об амбушюрном отверстии. Когда дело доходит до его измерения, то почти никогда не даётся разрешение на снятие слепка. Но даже и слепок бы не слишком помог из-за частых вмешательств более ранних пользователей.

Ориентация амбушюрного отверстия.



Большинство игроков не играет под прямым углом к оси флейты. Некоторые играют чуть севернее, а другие чуть южнее. Если делать эллиптическое или прямоугольное отверстие, то имеет смысл ориентировать основную ось этого отверстия так, чтобы ε было немного меньше 90° для первого игрока и чуть больше 90° для второго. На самом деле, если ε=90°±5°, то любой хороший игрок автоматически находит положение губ для правильной подачи воздушной струи.

Соотношение D/W мало в любом из двух случаев:

- Если D/W≈1, как в случае ренессансной флейты, то 5% от окружности больше влияют на внешний вид, тем на звукоизвлечение.

- Если D/W≈0.8, как на флейтах девятнадцатого века и более поздних, то и в этом случае 5% изменений скорее будут заметны визуально, чем на слух.

Однако, эти два вида отверстий будут звучать по-разному. Главным образом потому, что (при ε=90°) D довольно ограничен физикой управляемой воздушной струи, тогда как W в большей степени управляется предпочтениями игрока или его способностью управлять узкой или широкой воздушной струёй.

Продольная подрезка.

Выбор того, являются ли углы подрезки γ и δ на северной и южной сторонах отверстия равными или нет, зачастую почти случаен. Традиционно выбирают неравенство в пользу левой или правой стороны, в зависимости от игрока. Существует много хороших флейт, в которых оба эти угла равны нулю. Тем не менее, можно получить лучшие результаты, если внутренние углы скруглены или подрезаны и скруглены.

Поперечная подрезка.

Вопрос о правильных углах α и β всегда был спорным. Для современных флейт часто можно найти, что β=-α и γ=δ=0, потому что для формирования отверстия использовалась прямая фреза. При этом, центр отверстия был смещён относительно оси флейты.



В этом случае хорошей практикой является подрезка для получения большего (в том числе положительного) значения для β. По крайней мере, для внутренней половины высоты стенки отверстия.

Аналогичная частичная подрезка на фронтальной стенке не является хорошей идеей. Это может привести к катастрофе. Отложив в сторону современные флейты, на которых задействован угол губной пластины, следует сказать, что на ренессансных и барочных флейтах угол должен быть около семи градусов.

Современные мастера часто делают реплики старых флейт с углом, значительно превышающим 7°. Хуже того, мастер может попытаться создать этот угол по всему периметру отверстия, провернув резак так, что получится α=β=γ=δ.

Большие амбушюрные отверстия, используемые на классических и современных флейтах, требуют меньше подрезания в основном потому, что большее отверстие, просверленное в том же диаметре головки, автоматически даёт эффект большего угла α. Это в ещё большей степени верно для флейты Бёма, где диаметр канала в месте расположения амбушюрного отверстия составляет немногим более 17 мм против 19 мм у конической флейты.

Последствиями чрезмерного угла α могут стать безжизненный тон, отсутствие динамики и мощности, плохая атака.

Профиль стенок.



Фаски вне зоны ±60° должны быть закруглены как внутри, так и снаружи. На рисунке ниже показаны два профиля стенки. Левый в зоне ±60°, правый вне её.



Затупление кромки.

Вопрос о степени затупления кромки является сложным. Область вне ±60° может быть скруглена снаружи также смело, как и изнутри. Главное - не создать чрезмерным усердием неряшливый вид. Работая в пределах ±60°, следует быть осторожным и после каждого вмешательства останавливаться для проверки. Если не остановиться вовремя, то отзывчивость флейты сильно пострадает.

По мере того, как музыкант привыкает к игре на поперечной флейте, его способность получать чистый ровный звук возрастает, поэтому существует тенденция изменения предпочтений в параметрах амбушюрного отверстия.

Prof. Arthur H. Benade
Case Western Reserve University
Cleveland Ohio
11 December 1978

Перевёл Марат Аксянов.
vainamoinen вне форума   Ответить с цитированием
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо vainamoinen за это полезное сообщение:
go_0dboy (16.05.2019), michael (16.05.2019), Свирщик (16.05.2019)
Старый 16.05.2019, 17:07   #2
Дирижер

 
Регистрация: 04.03.2018
Сообщений: 258
Вы сказали Спасибо: 44
Поблагодарили 86 раз(а) в 68 сообщениях
По умолчанию

Волшебные у вас материалы. Помню, на заре интернета году в 1997 первое, что я нашёл по теме, это записанные лекции Benade. И всё.
michael вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо michael за это полезное сообщение:
vainamoinen (16.05.2019)
Ответ

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 18:23. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot