Хроматическая сопилка Деменчука (то, что сейчас, преимущественно, имеется ввиду, когда произносится/пишется "сопилка") - это ширококанальный (преимущественно) флажолет с десятью игровыми отверстиями, с длинным окном (расположенным "внизу" инструмента), коротким и сильно сужающимся виндвеем.
По отношению к другому флажолету (вислу) - они кровные братья, и если брать "в среднем по палате", то:
- сопилка будет чуть более громкой;
- сопилка имеет чуть более развитый (в музыкальном плане) репертуар;
- сопилка имеет чуть менее развитый (в количественном плане) репертуар;
- сопилка имеет несколько закреплённых типоразмеров (сопранино, сопрано, альт, тенор, бас), отклонения от которых редки, в то время как вислы (ввиду диатонической природы) серийно производятся во всех возможных ключах;
- для сопилки более важна возможность подстройки под другие инструменты;
- сопилка может функционировать как инструмент "большой музыки" наравне с прочими европейскими флейтами (оркестровка, классическая флейта, блокфлейта), в то время как висл существенно ограничен диатонической природой инструмента;
- сопилка "отстает" в степени развитости инструментостроения от висла на десятилетие;
Ни висл, ни сопилка не дают возможности провести полную классификацию (ни древовидную, ни матричную) по темброво-техническим вариантам инструментов: сопилка пока не имеет серийных инструментов, а при рассмотрении вислов их очень великое множество с возможностью уточнения заказа.
Все предпочтения относительно тембра/техвозможностей инструмента (и сопилки, и висла) в аспекте "труЪ или не труЪ" остаются субъективными, основанными на вкусах позициями, и, чаще всего (не всегда), ноги у таких позиций растут из "синдрома утёнка" и ограниченного опыта слушания различных инструментов.
И сопилка и висл могут иметь идентичные основные параметры инструмента, часто могут друг друга заменять без ущерба темброво-стилистической картины.
Потому сказать, что хроматическая сопилка - это висл с десятью игровыми отверстиями, а висл - это диатоническая сопилка - не является нарушением терминологии или общественного миропорядка.
В то же время, блокфлейта и сопилка/висл имеют существенные различия в конструкции инструмента: блокфлейта - не флажолет (имеет продленный диапазон, использует октавный клапан); блокфлейта (поздние и современные инструменты) имеют специфическое сочетание размеров отверстий, конусности, конструкции свистка, наличия октавного клапана.
Что ж, остается ждать, пока сопилкоделатели возьмутся за новые технологии и приступят к серийному производству инструментов, а какому-нибудь именитому вислероделателю нужно подсунуть сипилку.
Последний раз редактировалось noname; 06.03.2013 в 16:10..
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо noname за это полезное сообщение:
- для сопилки более важна возможность подстройки под другие инструменты;
Вот это не совсем понял
Цитата:
Сообщение от noname
Ни висл, ни сопилка не дают возможности провести полную классификацию (ни древовидную, ни матричную) по темброво-техническим вариантам инструментов: сопилка пока не имеет серийных инструментов, а при рассмотрении вислов их очень великое множество с возможностью уточнения заказа.
А как ведь хочется)!
Цитата:
Сообщение от noname
И сопилка и висл могут иметь идентичные основные параметры инструмента, часто могут друг друга заменять без ущерба темброво-стилистической картины.
Мы, кстати, на заре деятельности ирландской группы, где я играл раньше (Rún), использовали, за неимением нормальных вислов, сопилку (играл не я). Потом, когда инструменты появились, сопилка была заменена вислом.
Я кстати, задал тому человеку, который на ней играл тогда, вопрос - как он видит различие между сопилкой и вислом в этом контексте, жду, что ответит.
Я сейчас сам играю в украинской группе украинскую музыку на ирландской поперечке и вислах. Скорее в ирландской манере, украинской не владею.
Цитата:
Сообщение от noname
Что ж, остается ждать, пока сопилкоделатели возьмутся за новые технологии и приступят к серийному производству инструментов, а какому-нибудь именитому вислероделателю нужно подсунуть сипилку.
Сопилочным мастерам мне кажется, я бы скорее пожелал не массового пр-ва (большая часть массово выпускаемых вислов качеством не страдают:), а меньшей кустарности, стабильности качества и более научно-современного, что-ли, подхода к изготовлению.
Вислоделатели, кстати, давно изобрели 10-дырочную аппликатуру, кое кто делает до сих пор (тот же Голди, судя по упоминаниям, раньше делал на заказ такие инструменты), но она не находит широкого применения в силу малой необходимости. Бывают даже хроматические вислы с клапанами, но они тоже не особо популярны. Как опция более распространены дополнительные дырки под большой палец левой руки (для решного висла - С-thumbhole) или вислы в других специфических ладах.
Оркестр позади. Если в случае с гитарой проще гитару подстроить под немного высящий/низящий висл, то капелла бандуристов при такой просьбе тебя незамедлительно четвертует.
Отражение можешь увидеть в том, что очень редкая сопилка - нераздвижная. Редкий висл - раздвижной.
Цитата:
Сообщение от Викинг
Сопилочным мастерам мне кажется, я бы скорее пожелал не массового пр-ва (большая часть массово выпускаемых вислов качеством не страдают:), а меньшей кустарности, стабильности качества и более научно-современного, что-ли, подхода к изготовлению.
Это-то совсем не проблема. А нужен вал, чтобы можно было в магазины на полки положить. Причем, не просто вал деревях, а продуманные пластиковые инструменты. Чтобы можно было без затрат времени быстро подключаться. А то в украинском магазине всегда есть блокфлейты и вислы, а сопилок - нет. А если есть... то играть на них хочется еще меньше, чем на массовых вислах.
Про хроматические вислы... Понимаешь, в чем дело... эм... то, что пытаются вислоделатели творить (я же сам искал, сравнивал, мне эти инструменты знакомы) - это просто дать возможность избежать полуприкрытий. Вилки все равно остаются.
А на сопилке из вилок только одна нотка. Клапанные инструменты - это уже ход в сторону "поперечки со свистком". Значительно удорожают инструмент клапаны.
Конечно, чтобы сопилке стать "ирландским инструментом", ей нужно будет иметь специфический "ирландский" репертуар, который на висле будет играть достаточно мудрёно... Когда-нибудь это точно случится.
Оркестр позади. Если в случае с гитарой проще гитару подстроить под немного высящий/низящий висл, то капелла бандуристов при такой просьбе тебя незамедлительно четвертует.
Отражение можешь увидеть в том, что очень редкая сопилка - нераздвижная. Редкий висл - раздвижной.
Гитару легче подстроить? Расскажешь это гитаристам))). Они так примерно и смотрят, как та капелла))). Фактически одну гитару и скрипку легче подстроить конечно, да, но всем же лень заморачиваться).
Благо, хорошие вислы настраивают более-менее нормально).
Большая часть сопилок, которые я видел, были как раз ненастраиваемыми:).
Дешевые вислы типа Clarke Sweeton, Generation, Walton, Feadog и т.п. можно подстраивать в небольших пределах, двигая свисток; Clarke Original и подобные - нельзя; мастеровые алюминиевые могут быть и настраиваемыми, и ненастраиваемыми, настраиваемость - это опция, стоящая денег; мастеровые деревянные как правило все настраиваемые - просто так делать легче, да и общая цена их как правило выше.
Вообще, конечно, если игрешь в ансамбле, то лучше иметь настраиваемый инструмент.
Цитата:
Сообщение от noname
... нужен вал, чтобы можно было в магазины на полки положить. Причем, не просто вал деревях, а продуманные пластиковые инструменты. Чтобы можно было без затрат времени быстро подключаться. А то в украинском магазине всегда есть блокфлейты и вислы, а сопилок - нет. А если есть... то играть на них хочется еще меньше, чем на массовых вислах.
Вал инструментов, наверное, нужен, но тут ключевое слово - продуманные. Мне кажется, что нужны и собственно хорошие сопилки, и их упрощенная 6-7ми дырочная версия для начинающих или играющих диатонический диапазон. Где-то тут я видел разговор на эту тему.
Впрочем, вопрос массовости сложный и противоречивый. Тут я пока не уяснил для себя что да как, всилу малого знакомства с контекстом, где сопилка используется.