|
Об игре на блокфлейте Как в блокфлейту можно дуть и что на ней имеет смысл зажимать. |
15.02.2008, 22:47
|
#1
|
Гость
|
Цитата:
Сообщение от GnomSeventeen
Всем скептикам
А на гитаре играть за 12 ладом или на скрипке на последнем двухсантиметровом отрезке самой тоненькой струны - это что, по вашему, изврат? А ведь применяется же и нормално.
|
Если играть кантилену, то да, более чем. Если виртуозную пьесу, то это либо понты испонителя, либо современная музыка
Меня беспокоит вопрос: а зачем всё это? Музыкальные инструменты предназначены для игры произведений. Если нет репертуара, то эти звуки бесполезны. Я вот на большой флейте могу вплоть до фа4 играть. Но никогда ещё мне не приходилось в пьесах брать выше ре4, и ту всего один раз.
Так вот, во-первых с использованием третьей октавы для блф практически нет произведений. Во-вторых, если брать например пьесы для большой флейты или скрипки, где активно используется третья октава, то оно не прозвучит, т.к. у этих инструментов эти звуки естественные, их можно потянуть и слушатель получит удовольствие, или там легко можно играть быстрые пассажи. На блф в третьей октаве ни то, ни другое почти невозможно.
|
|
|
16.02.2008, 14:34
|
#2
|
Дирижер
Регистрация: 30.08.2007
Сообщений: 287
Пол:
Вы сказали Спасибо: 29
Поблагодарили 148 раз(а) в 32 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от Parfёn
Так вот, во-первых с использованием третьей октавы для блф практически нет произведений. Во-вторых, если брать например пьесы для большой флейты или скрипки, где активно используется третья октава, то оно не прозвучит, т.к. у этих инструментов эти звуки естественные, их можно потянуть и слушатель получит удовольствие, или там легко можно играть быстрые пассажи. На блф в третьей октаве ни то, ни другое почти невозможно.
|
Вот и я о том же. У каждого инструмента есть свой оптимальный диапазон и есть вещи которые на нем будут звучать всего лучше, зачем измываться над инструментом?
Хочешь восторгов слушателей и мощного диапазона бери оркестровую флейту.
Хочешь высоких нот бери пикколо, она, если я не ошибаюсь берет вплоть до 5 октавы...
Я например знаю одного флейтиста который на публику играет на двух блокфлейтах одновременно левой и правой руками. А толку, спарашивается, все равно ничего толкового он так не играет, зато девушки в восторге "ах, какой он мастер, ах, как он умеет..."
|
|
|
16.02.2008, 19:07
|
#3
|
Дирижер
Регистрация: 24.04.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 379
Пол:
Вы сказали Спасибо: 6
Поблагодарили 41 раз(а) в 23 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от Lieslia
зато девушки в восторге
|
Нуууу!!!! Это же так не мало  ... Ради этого можно на сопране изобразить соль 5ой октавы и до малой... а еще выбарабанить двумя сопранами "турецкий марш" Василия Афанасьевича Моцарта, а еще можно струны к ней приделать и лады, чтобы играть за 12ым ладом (не важно что)... а еще можно на голове постоять....
Только при чем тут музыка??????????????????
Спортсмен ..... это диагноз. .... ... хорошо это знаю "за тем, что к ним принадлежу".
__________________
Диета, Дисциплина, Гигиена!
|
|
|
16.02.2008, 19:38
|
#4
|
Дирижер
Регистрация: 04.05.2005
Адрес: Иркутск
Сообщений: 2,189
Пол:
Вы сказали Спасибо: 260
Поблагодарили 892 раз(а) в 332 сообщениях
|
Ну уж, набросились на человека.
Человек, во-первых, с блокфлейтой недавно познакомился. Желание исследовать возможности инструмента - совершенно нормальное. (И не говорите, что вам совсем-совсем ни разу не приходила в голову мысль, что две октавы - это мало. Не поверю  )
А то, третья октава на блокфлейте просто некрасиво и фальшиво звучит - это начинающий понимает не раньше, чем у него получается приятный звук в двух "законных" октавах.
Во-вторых, "сверхвысокие" ноты на блокфлейте действительно используются. Очень редко и скорее как "спецэффекты", но используются. В частности, в современной музыке. (Очень жаль, что не могу привести конкретные примеры. Это действительно редкость. Но если что-нибудь такое встречу, непременно постараюсь выложить.) Ну а раз они есть, почему бы не попробовать до них дотянуться? Самое благородное любопытство, по-моему :)
В общем, GnomSeventeen, удачи тебе и упорства в этих начинаниях, может быть, ты станешь тут на форуме главным специалистом по современным приемам блокфлейтового звукоизвлечения. Просто помни на всякий случай, что играть мелодии в третьей октаве блокфлейты - это затея очень сомнительная.
Но  кто может помешать тебе взять для высокой тесситуры сопранино, а то и гарклейн?
|
|
|
16.02.2008, 21:14
|
#5
|
Дирижер
Регистрация: 24.04.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 379
Пол:
Вы сказали Спасибо: 6
Поблагодарили 41 раз(а) в 23 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от Elga
Человек, во-первых, с блокфлейтой недавно познакомился. Желание исследовать возможности инструмента - совершенно нормальное.
|
Кто б спорил. Но упор чел делает явно не на то...
Цитата:
Сообщение от Elga
(И не говорите, что вам совсем-совсем ни разу не приходила в голову мысль, что две октавы - это мало. Не поверю  )
А то, третья октава на блокфлейте просто некрасиво и фальшиво звучит - это начинающий понимает не раньше, чем у него получается приятный звук в двух "законных" октавах.
|
Приходила. Брали Пушечникова и иже с ним, надували щёки как Дживан Гаспарян и за счет передвания выдували ультразвуки... "некрасиво и фальшиво" (копирайт Elga)
Цитата:
Сообщение от Elga
.... Очень редко и скорее как "спецэффекты", но используются. .... Очень жаль, что не могу привести конкретные примеры. Это действительно редкость....
|
Вот я играю на гитаре по слуху (не по нотам), а на скрипке не играю вовсе ... но примеры для "за 12 ладом на гитаре" могу привести сходу - избитая 1 прилюдия Э.Вилалобоса.... и для "на скрипке на последних 2х сантиметрах" - да хоть в "Кампанеле" Паганини .... А вот флейтовых нот я перевидал за 2 года, что занимаюсь - немеряно .... Если где и встречал ми3 -(Бах BVW1013 если память не изменяет... обсуждалось на форуме) - то на самом деле даже не очень понятно ... это для блокушки писалось или все-таки для траверсо.
GnomSeventeen, безусловно - удачи.
__________________
Диета, Дисциплина, Гигиена!
|
|
|
17.02.2008, 06:30
|
#6
|
Дирижер
Регистрация: 04.05.2005
Адрес: Иркутск
Сообщений: 2,189
Пол:
Вы сказали Спасибо: 260
Поблагодарили 892 раз(а) в 332 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от Smalex
А вот флейтовых нот я перевидал за 2 года, что занимаюсь - немеряно ....
|
Я за 5 лет перевидала их вряд ли меньше :)
Если говорить о барокко ( о более ранней музыке в контексте сверхвысоких нот говорить не приходится, ранние блокфлейты отличались более сочным нижним регистром, но более проблемным верхним), то авторы все-таки держались в пределах обычного диапазона блокфлейты. Про сверхвысокие ноты у Телемана ходят слухи, но я до сих пор не нашла указания на конкретные опусы, где эти ноты использованы. Даже ми3 в "родном" блокфлейтовом репертуаре возникает чаще всего в тех случаях, когда произведение написано "для блокфлейты, или флейты, или гобоя, или скрипки" - что практиковалось широко. Либо подразумевалось использование тенора in D или альта in G, что тоже практиковалось.
А в современной музыке... Много ли ты перевидал нот современной музыки для блокфлейты? Я чуть-чуть видела. Мне стало плохо от обозначений, о которых я даже предположить не могу, как это должно исполняться. У нас такие ноты не издаются, в сети не появляются, поскольку авторское право, так что искать-то негде.
Но профессионалы все равно играют на БФ переложения, в которых оказываются ноты третьей октавы. Самолично видела исполнение ноты "с коленкой" - в пассаже - на сопрано - стоя. Была ли это ми3 или что-то выше - без абсолютного слуха сказать не могу, но прозвучало чисто.
|
|
|
18.02.2008, 11:27
|
#7
|
Дирижер
Регистрация: 24.04.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 379
Пол:
Вы сказали Спасибо: 6
Поблагодарили 41 раз(а) в 23 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от Elga
... Про сверхвысокие ноты у Телемана ходят слухи, но я до сих пор не нашла указания на конкретные опусы, где эти ноты использованы. Даже ми3 в "родном" блокфлейтовом репертуаре возникает чаще всего в тех случаях, когда произведение написано "для блокфлейты, или флейты, или гобоя, или скрипки" - что практиковалось широко. Либо подразумевалось использование тенора in D или альта in G, что тоже практиковалось...
|
Совершенно согласен. Но мы говорим о естественном диапазоне инструмента ... если в нотах есть верхняя соль (навскидку - виваче в фа-мажорной сонате Телеманна, например)... то это АЛЬТ и ноты ниже фа первой октавы в этом произведении найти невозможно (она там и есть - в 3ей части - аллегро). Если же говорить, о всяких ужасах "с коленкой",то да, наверняка такое встречается. Но человеку который только что "купил дуду" - оно понадобится не скоро. И тут ведь вредно не любопытство (это даже очень хорошо), вредно тратить свои силы и концентрироваться в занятиях не на том, что нужно.... Можно быстро перегореть.
Цитата:
Сообщение от Elga
А в современной музыке... Много ли ты перевидал нот современной музыки для блокфлейты? Я чуть-чуть видела. Мне стало плохо от обозначений, о которых я даже предположить не могу, как это должно исполняться.
|
Нет. Не дорос пока. Не видел, и не скоро захочу. Вообще к современной музыке (без относительно блокфлейты) я отношусь довольно прохладно. Заставлял себя ее слушать довольно много - но не мое.
Да, и еще. Есть такие миниатюрные флейты - для обучения канареек пению. Там ноты совершенно запредельно высокие - звучат очень чистенько... слушать вполне можно, даже с удовольствием... Но исполнение этих нот на инструменте для этого не предназначенном - слушателя повергнет в шок ... если ни в обморок.
__________________
Диета, Дисциплина, Гигиена!
|
|
|
16.02.2008, 23:39
|
#8
|
Гость
|
Цитата:
Сообщение от Smalex
Нуууу!!!! Это же так не мало  ... Ради этого можно на сопране изобразить соль 5ой октавы и до малой...
|
Странные девушки однако... Нормальная от таких звуков убежит и больше приходить не будет)))
Цитата:
Если где и встречал ми3 -(Бах BVW1013 если память не изменяет... обсуждалось на форуме) - то на самом деле даже не очень понятно ... это для блокушки писалось или все-таки для траверсо.
|
BVW1013 - это соната для поперечной флейты. В баховских сонатах вообще и соль3 встречается.
Интересно, а Бах вобще для блф что-нибудь писал?
А то Генделя, Телемана много всего, хотя по большей части для альта, а не сопрано (по крайней мере то, что я видел и играл), а вот Баха что-то не встречал...
|
|
|
17.02.2008, 06:02
|
#9
|
Дирижер
Регистрация: 04.05.2005
Адрес: Иркутск
Сообщений: 2,189
Пол:
Вы сказали Спасибо: 260
Поблагодарили 892 раз(а) в 332 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от Parfёn
Интересно, а Бах вобще для блф что-нибудь писал?
|
Да. Мало, но писал. То есть чтобы именно блокфлейта была обозначена в партитуре. Насколько я помню, это 2й Бранденбургский концерт и концерт BWV 1057 для клавесина и струнных, там блокфлейты в оркестре.
(Для таких вопросов совершенно незаменим Alessandro: в мою-то память, если что и попадает, держится плоховато  )
|
|
|
18.02.2008, 09:57
|
#10
|
Дирижер
Регистрация: 22.04.2007
Адрес: Москва
Сообщений: 596
Пол:
Вы сказали Спасибо: 23
Поблагодарили 294 раз(а) в 112 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от Elga
Насколько я помню, это 2й Бранденбургский концерт и концерт BWV 1057 для клавесина и струнных, там блокфлейты в оркестре.
|
А еще во многих кантатах, у него блокфлейта в оркестре :)
ИМХО не делалось больших различий между траверсом и альтовой блф, если в диапазон блф укладываеться, можно спокойно играть, так как в большинстве факсимиле указываеться просто "флейта", это в более поздних, например у Квантца, уже выделяеться особенно "траверс-флейта".
А после поперечки, альт , при желании, вообще можно передуть куда угодно, хоть в 5-ю)))))))))))) Только вот смысла нет и надо с этим бороться-бороться..(это я про себя  )
|
|
|
Опции темы |
|
Опции просмотра |
Комбинированный вид
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Текущее время: 06:52. Часовой пояс GMT +3.
|
|
|
|