Я уже много месяцев просматриваю различные сайты и читаю форумы на них, рассказывающие об изготовлении самодельных деревянных (и пластиковых) духовых инструментов, а точнее- флейт.
И обратил внимание на один факт: все зациклились на инструментах из массива древесины с большой проблемой точной рассверловки, а тем более конусности для воздушного канала, либо в поиске пустотелых прочных стеблей растений.
Но кто выдал аксиому, что воздушный канал обязательно должен быть цилиндрическим?
Гораздо технологичнее и проще для поиска материалов блокфлейта с прямоугольным сечением воздушного канала, склеенная в виде длинной коробки из шпона или штапика:
плоские дно и крышка, между ними- вклеиваются боковые стенки и длинная пробка под свистком, над которой остаётся лишь вырезать клиновидный желобок для воздушной струи.
В результате, изготовление свистка и подбор отверстий перестают быть проблемой, при неправильной рассверловке- очень легко часть крышки заменить на новую.
Отыскать шпон или рейки из благородного или приличного дерева намного проще и дешевле, чем массив из той же древесины. А если уж невтерпёж иметь цилиндрический канал, то его не сложно довести на ещё не склеенных заготовках желобоватой стамеской или (при наличии возможности) полукруглой фрезой.
Кстати, давно появилась идея, но руки не доходят до воплощения:
дно и крышка инструмента- более широкие, чем у вышеописанного, зато стенок- большее количество, т.е. кроме боковых- ещё несколько параллельных им продольных перегородок, образующих несколько воздушных каналов.
свисток (или мундштук)- общий для всех каналов брусок с вырезанными над ним клиновидными желобками для каждой из воздушных струй.
На крышке- столько же прямоугольных свистковых вырезов с клиновидным дальним краем.
После склейки агрегата его дальний (от исполнителя) край опиливается по гиперболе или синусоиде (кому как понравится, как у "ная"), за счёт чего гармонично изменятся частоты звука в разных каналах, а отверстия в верхней крышке сверлить уже не нужно.
Таким образом, получается гибрид харпа с оргАном.
Идея, конечно, гнусная, но в ней что-то есть...
Аналогично, можно сделать компактную блокфлейту для низкочастотного диапазона, не мучаясь со сверлением и защитой от практически неизбежного растрескивания длиннющей палки, а подобно вышеописанному- в виде зигзага внутри плоской коробки (с вклеенными в нужных местах пробками).
Совет (испытано лично, т.к. много занимался резьбой по дереву): если Вы что- то делаете из недостаточно просушенной древесины, обязательно хорошо предварительно и в конце работы пропитывайте деревяшку любым растительным маслом. Хвалёное льняное- вовсе не обязательно. Если сверлите продольное отверстие для создания трубки, то по окончании заткните одно из отверстий пластилином или герметиком и залейте масло внутрь. Оно быстро впитается, никакого привкуса или запаха не даст, а если ещё (не ранее, чем на следующий день) и полежит на ярком солнечном свете, до даст красивую игру оттенков на слоях и гарантирует от трещин. Отличное вощение поверхности с тонировкой даёт тщательно втёртый в поверхность древесины обувной крем нужного оттенка густой консистенции (который продаётся не в тюбиках, а в плоских баночках).
Дерзайте!
Последний раз редактировалось KrzkAlx; 27.07.2011 в 11:41..
Этот пользователь сказал Спасибо KrzkAlx за это полезное сообщение:
Но кто выдал аксиому, что воздушный канал обязательно должен быть цилиндрическим?
Мать-природа выдала такую аксиому. Акустика духовых музыкальных инструментов. К слову, не стоит забывать, что круглое сечение - это не только цилиндр, но и полицилиндр, конусность, поликонусность и всякие хитрые продольные профили. Духовые нередко изготавливают некруглого сечения. Есть регистр органа с широкими короткими (основной тон) трубами квадратного сечения. Есть вот, приведенная Martin-ом Lemke басовая/контрабасовая блокфлейта. Есть квадратные сопилки. И другие инструменты.
Проблема некруглого канала для музыканта выражается словами: "глухо" и "тихо". Если попросить акустика обрисовать картину явления, то он скажет: дифракция/рефрация, разнобой обертонов, огибающая спектра теряет значения на высших гармониках. Когда это необходимо, когда такой тембр запланирован, и передувов не предвидится - это нормально, я уже упоминал об органном регистре:
Но в большинстве случаев не избежать "заморачивания" с круглым сечением.
KrzkAlx, если лень "мучаться" с палкой, то можете пработать с двумя палками. Посмотрите, как изготавливают пимак из двух половинок палки. Разгуляетесь стамеской, хотя фрезой будет гораздо удобнее.
Цитата:
Сообщение от KrzkAlx
Кстати, давно появилась идея, но руки не доходят до воплощения:
дно и крышка инструмента - более широкие, чем у вышеописанного, зато стенок- больше, т.е. кроме боковых- ещё несколько параллельных им продольных перегородок, образующих несколько воздушных каналов.
свисток- общий для всех каналов, из сплошного бруска с вырезанными сверху клиновидными желобкам для воздушных струй.
На кышке - столько же прямоугольных свистковых вырезов с клиновидным передним краем.
После склейки агрегата его дальний (от исполнителя) край опиливается по гиперболе или синусоиде (кому как понравится, как у "ная"), отверстия сверлить уже не нужно.
Таким образом, получается гибрид харпа с оргАном.
Идея, конечно, гнусная, но в ней что-то есть...
Это Вы прямую панфлейту со свистками задумали или неизогнутую многоствольную бездырочную открытую свистковую флейту? К слову, не понял фразы "отпиливается по гиперболе или синусоиде (кому как понравится, как у "ная")". Можете эскизом продемонстрировать (а то не соображу никак)?
Последний раз редактировалось noname; 25.07.2011 в 20:48..
Этот пользователь сказал Спасибо noname за это полезное сообщение:
KrzkAlx, тогда это многоствольная открытая бездырочная свистковая флейта. Идея не нова. Правда, товарищи предпочитают делать закрытые флейты, уменьшая длину всех трубок вдвое. http://proridne.com/content/%D0%BA%D...%80%D0%BE.html
Если таки займетесь, то сразу "переверните" свистки, выполняйте их так, как на рисунке - исполнителю будет легче двигаться по ряду трубок, да еще сопилочный момент появится в аспекте корректировки интонации/динамики. "Отпиливание" вовсе не по "синусоиде или гиперболе", и даже не по экспоненте. Длина трубки отвечает высоте настройки. В идеальном мире это экспонента, в неидеальном - вовсе не экспонента. Ну и самое главное - площадь внутреннего сечения. У каждого канала она должна быть своя, иначе будет слишком велика разница в громкости "верхов" и "низов".
О сложенных дудках здесь была отдельная тема. Та же самая проблема. Дудки складывают тогда, когда без этого ну совсем никак: нарушается строй, громкость падает, дудка "гнусавит".
Отдельно об изобретальстве вообще в любой сфере. Это очень хорошо. Без этого совсем никуда. Но изобретателю часто не хватает базовой подготовки в изобретаемой сфере. То есть, изобретатель может годами выдумывать вечный двигатель, а может изучить основы физики и понять, что вечный двигатель неизобретуем. Сфера музыкальных инструментов - это сфера с тысячелетней (не побоюсь этих цифр) историей, сотни и тысячи людей методом научного тыка пропахивали это поле. При этом уже после 18 века сфера дошла до своего предела. Тогда уже появились практически все современные оркестровые музыкальные инструменты. С тех самых пор почти ничего не изменилось даже в технологии производства (ну, станки появились, те технологические операции, что выполнялись вручную, стали исполняться машинным способом, но все равно производство музинструментов - сфера с преобладанием ручного труда). Собственно, прогресс дальше возможен:
- через изучение акустики и закономерностей (расширение модельного ряда инструментов, создание веера тембров)
- через внесение новых типов зввукополучения/звукосъема (электроинструменты, например)
- через использование новых материалов (появились пластики - стали лить пластиковые инструменты, поработали с карбонфиброй - стали сочинять из нее скрипки и виолончели).
Одним словом, дабы не блуждать в потемках, стоит потратить некоторое время на изучение будущей сферы деятельности, просто для того, чтобы самому уметь критиковать свои собственные придумки, не тратить время на воплощение бесперспективных "хорошо забытых старых" идей.
Noname, Благодарю Вас за подробные и благожелательные комментарии! В Ваших словах чувствуется профессионализм, которого так не хватает мне, дилетанту. Желаю и Вам всего наилучшего!
Во втором варианте в качестве трубочек можно использовать сотовый поликарбонат с крупными ячейками, соответственно с верхней стороны тогда следует приклеить накладку из пластмассы, чтобы в ней вырезать лабиумы, так как стенки поликарбоната тонкие. Ну и соответственно из пластмассы виндвэй в каждой ячейке. Идея вполне реализуема.
__________________ Мастерская звука Stone Voices (Каменные голоса)
• Изготовление музыкальных инструментов
• Звукозаписывающая музыкальная студия
• Разработка программного обеспечения для работы со звуком и музыкой
• Исследования в области звука и музыки
• Online-консультации по вопросам звука, акустики, звукозаписи, сведения, аранжировки, музыкальной электроники и программного обеспечения