Статья Ирины Аркадьевны Алдошиной о "музыкальных шкалах". Принципы построения пифагоровой, "чистой" и равномерно-темперированной шкалы. Таблицы интервалов. Алгоритм перевода размерности интервала из центов в герцы и обратно. http://rus.625-net.ru/archive/z1003/aldo.htm
Статья Т.А. Шевцовой "Два лада, три строя или теория и практика интонирования при игре на инструментах с частично фиксированным строем" - о том, как всему этому учить маленьких скрипачей http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/prog...ection=6_1.htm
Статья Terry Blackburn "Alternate Temperaments: Theory and Philosophy
(The beginner's field guide to alternate temperaments)". Краткое описание проблемы темперации. Таблицы частот нот первой октавы в 18 исторических темперациях при настройке a=440. http://www.terryblackburn.us/music/t...ent/index.html
-----------------
Информации по восточным строям и ладовым системам в рунете практически нет. Хотя на бумаге таких работ должно быть много: музыка среднеазиатских республик СССР активно изучалась. Собственно, для исполнителей это не имеет значения: игру в незнакомом строе по книгам не освоить.
Но вот, например, книга Узеира Гаджибекова "Об азербайджанской народной музыке": http://musbook.musigi-dunya.az/ru/main_status.html
----------------
Краткое замечание, чтобы больше об этом не говорить. В российском музыковедении по традиции считается, что И.С.Бах изобрел равномерную темперацию, сочинил в ней ХТК и тем самым обеспечил победное шествие РТ в европейской музыке. На самом деле:
1) изобрел ее совершенно точно не Бах. Она очень просто "изобретается" математически и была известна в Европе со Средневековья.
2) Нет доказательств, что ХТК написан для исполнения в РТ. Доказательств обратного тоже нет. "Чего ни хватишься, ничего нет" (с).
3) Европейская музыка окончательно перешла на РТ где-то к середине 19 века (иногда даже говорят, что к началу 20), а отнюдь не после публикации ХТК. И не по причине признания ХТК, а просто назрела жестокая необходимость. Более того, "окончательно перешли на РТ" только инструменты с фиксированным строем: фортепиано, орган, арфа, баяны-аккордеоны и т.п. Скрипачи, духовики и вокалисты вынуждены приспосабливаться к ситуации, но нельзя сказать, что они играют/поют строго в РТ, особенно сольно.
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Elga за это полезное сообщение: