Сообщение от Анатолий
Замечательный вопрос.
Хотя сначала, не плохо было бы более досконально обсудить тему о том, как вообще строить занятия на инструменте. Надеюсь, мы в скором времени обсудим и это. Поверхностно обсуждали, что то вспоминается... Итак, начинать разучивать произведение нужно без инструмента. Знаете ли вы, сколько удовольствия можно получить просто глядя в ноты? Не меньше, чем от чтения захватывающей книги!
Перво наперво смотрим на тональность темп и размер, имется ли затакт. Выявляем, есть ли повторения, репризы, вольты, фанари, сеньо, кода (играется с сеньо на сеньо, с фонаря на фонарь, с фанаря на коду). Обращаем внимание на случайные знаки, что б для вас они действительно не оказались случайными. Отмечаем для себя самую (самые) верхнюю и нижнюю ноты, которые встречаются в произведении. Далее обращаем внимание на нюансы, есть ли фермата, паузы, разбиваем на музыкальные фразы, отмечаем карандашом, где берем дыхание. Сначала отмечаем все места, где его можно взять, потому, что разучиваем в медленном темпе и дыхания будет не хватать. По мере разучивания некоторые фразы можно объеденить, когда вы начнете играть в темпе и дыхания будет хватать. Смотрим на знаки лигато. Дыхание нельзя брать внутри залигованных фраз. Отмечаем карандашом все сложные для вас места, скачки или технические пассажи. На этом этапе не забываем про мелизмы, украшения (трели форшлаги и т.п.). Если вы используете альтернативные аппликатуры, то отмечаем их в нотах. Знакомым с гармонией можно обратить внимание на то, есть ли модуляции. Это вкратце предварительное знакомство с произведением. Конечно, до знакомства с нотами, не плохо было бы вообще уяснить для себя, что за произведение вы собираетесь исполнять. Колыбельная, марш, ноктюрн, ария, жига - это все поможет вам передать характер произведения. Полька не романс, а мазурка не минуэт. Большое значение имеет и автор произведения. Вы же Маяковского, Есенина, Пушкина и Фета будете читать по разному, так и Баха, Моцарта и Римского-Корсакова исполняют тоже по разному. Если вы собираетесь играть романс или арию, постарайтесь найти текст. Если есть возможность послушать это произведение в исполнении мастера, то обязательно послушайте, не бойтесь копировать мастеров в процессе обучения, своё придет со временем, ни куда не денется.
|