Показать сообщение отдельно
Старый 03.08.2013, 08:00   #44
Гость

 
Сообщений: n/a
По умолчанию

Поделюсь своим опытом объяснения. Я обычно говорю так:
Тональность - положение лада по высоте (или гаммы, если ученик слабо представляет понятие "лад"). Когда ребенок (самому большому было 50) понял, что до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до - это мажор и ре-ми-фа#-соль-ля-си-до#-ре - это тоже мажор (по отношению между ступенями), я говорю - как думаешь, зачем эти тональности? Давай все играть в до мажоре. Если он не додумался, я говорю - вот тетя Маша - сопрано, у нее диапазон от ля малой до ми третьей октавы (показываю на клавиатуре). А дядя Петя - бас, у него от соль контр до ля малой октавы (к примеру). А композитор Дунечкин написал дуэт со скачками в октаву. Маше неудобно взять ре третьей, а Пете - фа малой. Пришли они к Дунечкину и говорят "Понижай!" Дунечкин взял и переписал до мажор в си-бемоль мажор (транспонировал). И все довольны. А потом дуэт стал бешено популярным и им заинтересовались великие народные артисты сэсэсэр Иванов, Петров и Сидоров. У тех свой диапазон, им по-другому удобно. Композитор для них транспонировал, как им удобно. (иллюстрирую примерами). Если ученик дальше рубит фишку, говорю - а вот раньше были инструменты без хроматического звукоряда, там, натуральная труба, для нее можно было писать только в определенных тональностях. А потом придумали вентили - и появился хроматический звукоряд. Но все равно - у трубы си-бемоль, например, от ми малой и дальше вверх, сколько выдуешь. Лучше играть в определенном диапазоне, и это влияет на тональность.
Когда ученик это понял, объясняю, как добавляются диезы и бемоли (кварто-квинтовые круги). Ставлю его перед неизбежностью выучить фа-до-соль-ре-ля-ми-си, кошка ехала в такси и т.д. Потом иллюстрирую - беру, например, какой-то песенник (самый показательный - мой старый советский "Наша биография"), желательно, чтоб на нотоносце был только голос (голоса), аккорды и басы цифрованные, чтобы ученик видел перед собой голос(а). Говорю: видишь - разные тональности? Марш танкистов - в ре миноре, а Косыв Ясь конюшину - в ля миноре? А теперь посмотри на скачки. Видишь - ноты не скачут ниже до первой и выше ля второй октавы? Почему? Чтобы тете Дусе петь удобно было, она для себя транспонирует, если чё. А дирижер скажет - ребята, играем не в ля миноре, а до миноре, а то вчера пела тетя Клава, а завтра - тетя Дуся, а послезавтра - Тимур Родригес, и все звезды, а мы простые люди, мы и в до миноре можем.
Когда ученик и это понял и у него в мозгах еще не случился фатал эррор, говорю - теперь перейдем к практической стороне дела. Вот дали тебе ноты, а в ключе - три бемоля (помнишь, какие?). Как определить тональность? Если он умный (или хитрый), он в зад посмотрит и скажет: кончается на ми-бемоль, значит ми-бемоль мажор! А я говорю -а если конец на сто фиг знает какой странице, ты будешь всю партитуру листать? Он говорит, например - а я по аккордам посмотрю! Тогда я говорю - а если это Шенберг написал? Если это не Моцарт и не марш танкистов, где три аккорда, - как ты определишь? (Ну, он еще методы предлагает, если додуматься может. И если вообще предлагает). Я тогда говорю - есть простой метод. Запомни для мажора, а минор - будешь параллелить вниз на малую терцию. Итак, в названии бемольных мажорных тональностей всегда присутствуют слова "-бемоль мажор". А определяется тоника по предпоследнему бемолю. Таким образом, си-бемоль - фа мажор (это единственное исключение, где нет слов "-бемоль мажор"), си-б, ми-б. - си-бемоль мажор, си-б, ми-б, ля-б - ми-бемоль мажор и т.д. Он может спросить, если не догадается - почему си-б - это фа мажор? Я говорю - потому, что по квинтовому кругу в сторону бемолей перед си как бы идет фа, раз си-ми-ля-ре-соль-до-фа кончается на фа. Потом говорю - с бемольными тональностями понял? Тогда смотри - ми мажор - бемольная тональность или диезная? Он говорит - диезная, потому что нет слов "-бемоль мажор" и это не фа мажор. Тогда говорю - в диезных мажорах повышается 7-я ступень, таким образом, прибавь пол тона к последнему диезу и получишь название мажорной тональности (фа# - соль мажор, фа#, до# - ре мажор, фа#, до#, соль# - ля мажор и т.д.). Со второго раза понимают почти все. Потом говорю - также и наоборот, если ты не исполнитель, которому дали ноты с тремя бемолями в ключе, а композитор, которого тетя Клава попросила переписать си-бемоль мажор в ми-бемоль мажор, что поставишь в ключе? Он говорит: ми-бемоль мажор - тональность бемольная (потому что есть слова "-бемоль мажор"), значит, в ключе будут бемоли. Окей, какие? - Ми-бемоль - предпоследний бемоль, за ним - ля-бемоль, значит, в ключе будут три бемоля - си-б., ми-б., ля-б.
От бейбика требуется запомнить только до мажор, ля минор (без знаков) и фа мажор (бемольная мажорная тональность без слов "-бемоль мажор")
  Ответить с цитированием
Эти 7 пользователя(ей) сказали Спасибо за это полезное сообщение:
Danilin (17.04.2017), Pe3u6a (15.03.2017), samznaeshkto (05.08.2013), snail (03.08.2013), tomato (19.08.2014), ЛюдМила (05.08.2013), росс (12.08.2013)