21.02.2012, 11:56
|
#8
|
Дирижер
Регистрация: 04.05.2005
Адрес: Иркутск
Сообщений: 2,189
Пол:
Вы сказали Спасибо: 260
Поблагодарили 892 раз(а) в 332 сообщениях
|
А вот такая цитата.
Цитата:
Феликс Равдоникас
Тайны гвидоновой руки
© Равдоникас Ф.В. 2010.
Сольмизационная система бенедиктинского монаха Гвидо Аретинского (995-1050 гг.) установила формальный принцип операционально-счислительной нотации, обеспечившей тот преимущественный статус, которым традиция европейской профессиональной музыки по сей день наделяется в универсуме общечеловеческих культурных ценностей.
Принцип состоит в том, что каждой линии или шпации нотоносца соответствует одна и только одна ступень шкалы, причём его рекуррентный (октавный) сегмент составлен четырьмя линиями и одной шпацией (или четырьмя шпациями и одной линией). Его повторения дают текст, исчисляющий переходы диатонических октахордов друг в друга, т.е. модуляции модусов шкалы церковных ладов (при этом повторения любых других сегментов не всегда обеспечивают повторение объемлющих их интервалов, т.е. не образуют текстов, исчисляющих модуляции трихордных, тетрахордных, гексахордных и т.п. модусов).
Вообще говоря, главное достоинство гвидонова нотоносца состоит в том, что единственным денотатом равномерности его структуры является натуральность ступеней. Благодаря этому неопределённость интервального состава шкалы может быть раскрыта на нём любой подсистемой системы любых рекуррентных и генеративных параметров (что обеспечивает получение текстов, исчисляющих модуляции модусов любых других шкал).
Распределение тонов и полутонов на традиционном нотоносце полностью задано генеративным (квинтовым) параметром пифагоровой системы, причём его исчисляющая специфичность не может быть изменена каким-либо иным путём, кроме изменения ширины рекуррентного сегмента.
Первая из этих особенностей была осознана в связи с изобретением стандартной европейской клавиатуры (XV в.), выявившим возможность исчисления транспозиций системы церковных ладов знаками при ключе, которое обеспечило орфографическую состоятельность письма строгого стиля. Вторая – остаётся выше разумения теоретиков по сей день, о чём свидетельствуют орфографические проблемы письма свободного стиля и гомофонно-гармонической техники.
Что до Гвидо, то, трактуя свой октахордный синтаксис движениями гексахорда и относя денотаты альтерированных ступеней к musica ficta (мнимая музыка), он явил собой пример автора выдающегося логико-математического открытия, смысл которого ему недоступен.
Иллюстрация представляет ещё один элемент сольмизационной системы, известный как Гвидонова рука, - превосходный инструмент наставника хора, не имеющий ничего общего с новаторским нотоносцем (курсив мой - Elga) и обнаруживающий приверженность Гвидо к древнейшей счислительной традиции.
|
http://earlymusicblog.livejournal.com/16525.html
|
|
|