Показать сообщение отдельно
Старый 29.03.2011, 02:04   #1
Дирижер

 
Аватар для Злое Сердце
 
Регистрация: 26.11.2006
Адрес: Украина, Киев
Сообщений: 1,859
Пол:
Вы сказали Спасибо: 228
Поблагодарили 773 раз(а) в 415 сообщениях
Отправить сообщение для Злое Сердце с помощью ICQ Отправить сообщение для Злое Сердце с помощью Skype™
По умолчанию

Этот текст написан для людей, которые выбирают между свистковыми флейтами. Уверен, что полезность этого текста вторична, поскольку первичный выбор осуществляется на основе тембрально-музыкальной культуры инструмента. Однако, возможно, прочитав нижеследующий текст, вы осуществите свой выбор осознанно.
Вполне естественно, что основные объекты для сравнения - блокфлейта (барочная), висл, фрула и прочие наиболее известные свистковые флейты.

Сопилка - сегодняшнее усредненное название для, преимущественно, свистковых флейт. Сопилкой рядовой украиноговорящий назовет и блокфлейту, и висл, и чуть ли не любую флейту. Своеобразный аналог словам "дудочка", "свирель", беспредметный романтический образ духового инструмента. Однако в музыкальной сфере под "сопилкой" на Украине понимают конкретный инструмент: свистковую цилиндрическую "хроматическую продольную флейту конструкции Деменчука". Если же речь идет об окологуцульском регионе Карпат, то сопилка может означать маленькую (ля, си бемоль первой октавы) нехроматическую диагональную флейту, имеющую за пределами этого региона (да и в нём самом) название "фрилка". Мы говорим именно о свистковой хроматической флейте, вот такой:






Итак, преимущества сопилки конструкции Деменчука. Почему её стоит выбирать :)

1. Аппликатура.
а. Достижимость хроматического звукоряда.. Сопилка создавалась как бесклапанная цилиндрическая флейта, на которой были бы достижимы без полуприкрытий и с минимумом "вилок" все позиции хроматического звукоряда. И это, наверное, основной плюс по сравнению со множеством прочих свистковых флейт.
б. Интуитивность. Аппликатура логична и интуитивна:
- Первая и вторая октава диапазона сопилки имеют практически одинаковую аппликатуру. То есть, первый и второй регистры изменяются ровно на границе октав диапазона, первый регистр не продлён (в отличие от блокфлейты, фрулы).
- На протяжении почти всего звукоряда от нижней ноты первого регистра до верхней второго сохраняется принцип "следующий пальчик-следующая нотка". Таким образом, для уже музицирующего на чем-нибудь человека процесса изучения аппликатуры – прост. На блокфлейте же аппликатуру нужно именно изучать. Простота осознания аппликатуры – это, наверное, первый фактор, который способствует тому, что сопилка очень часто становится вторым инструментом саксофонистов.
- Сопилка сохраняет основные аппликатурные позиции мажорной флейты с 6 отверстиями (висл, кена, простые поперечки). С точки зрения вислера, на сопилке всего лишь добавлены отверстия под мизинцы и большие пальцы.
в. Минимум вилок и полуприкрытий На сопилке всего одна нотка хроматического звукоряда (в рамках первых двух октав) в базовой аппликатуре берется "вилкой" (на сопрано - соль диез). Полуприкрытия не используются (хоть и доступны). В третьей октаве тоже отличия невелики.
г. Наличие альтернативных аппликатур и возможность полуприкрытий Сопилка потихоньку развивает сферу альтернативных аппликатур: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/...pdf?sequence=1 На ней, как на цилиндрической флейте, имеют место передувные альтернативные аппликатуры, работают некоторые вилочные. Мало того, размер отверстий ноток ми, соль, ля (на сопрано) таков, что позволяет уверенно брать альтерацию полуприкрытиями, гибко играть с бендами.
д. Транспонирование при записи. Сопилкари нередко применяют при записи принцип транспозиции типоразмеров. Иными словами, для всех инструментов сопилочного семейства ноты довольно часто записываются совершенно одинаково: нижняя нота любого типоразмера записывается как до первой октавы, и вы без проблем играете одну и ту же мелодию, той же аппликатурой, просто звучать она будет в другой тональности. Это очень удобно для сопилочников-любителей. Человек, научившийся играть с листа на сопрано, берет в руки любой другой типоразмер сопилки, и играет партию в квартете сопилкарей.
е. Возможность приобретения инструмента желаемой тональности. Сопилку можно заказать любого желаемого типоразмера. То есть, исполнителям, которым лень изучать игру в «черных» тональностях, достаточно всего-навсего заказать две-три сопилки (до, до диез), и транспонировать себе произведения в "удобные" тональности. При этом стоимость сопилки любой тональности не отличается от стоимости базового типоразмера (у одного дудкодела нестандартный инструмент ля бемоль не будет стоить дороже альта в соль). Явление достаточно частое для инструментов с простым устройством (вислы, фрулы, простые поперечкии т.д.)
ж. Возможность приобретения инструмента с "минорной аппликатурой". Сопилкари нередко пользуются сопилками, облегчающими виртуозную игру некоторых произведений. Так, очень многие исполнители имеют сопилки минорного строя, на которых такое последовательное открывание отверстий, как на мажорной сопилке, дает не мажорную, а минорную гамму. Возможно сочетать "минорные" и "мажорные" устройства аппликатуры для разных рук.
2. Тембр.
- Универсальность тембра. Сопилка – свистковая флейта с достаточно универсальным (если так можно выразиться) звуком. Она прекрасно заменит висл, блокфлейту, шви, некоторые бессвистковые флейты. Благодаря этому исполнитель-сопилкарь может подключиться к любой группе музыкантов без привнесения «специфического колорита». Сопилка не вступает в темброво-стилистические конфронтации. Во Львовской консерватории есть школа сопилкарей, которая специализируется на старинной (барокко) музыке, заимствуя произведения блокфлейты. Изготовители сопилок могут изготовить инструмент с желаемым оттенком («острый», «универсальный», «открытый»). Вообще, при заказе можно (и нужно) поговорить с изготовителем, высказать свои предпочтения.
- Гибкость тембра. Сопилка более управляема в плане влияния исполнителя на тембр. Манипуляции со свистком, изменение трубулентности воздушной струи – все это более доступно на сопилке.
- Большая гибкость с спецприемах. Есть спецприёмы, кардинально меняющие исполнительские свойства инструмента (например, "гра на бурт").
3. Гибкое интонирование и динамика. Расположение свистка снизу, большее количество отверстий делают сопилку гибкой в интонационном и динамических аспектах. Альтернативные аппликатуры выдумываются на ходу, свисток прикрывается-приоткрывается, куча мест для создания стравливающих отверстий.
4. Диапазон. . У типоразмера сопрано "задекларированный" диапазон - две октавы и квинта. Его вы и найдете в таблицах аппликатур. Этот диапазон подразумевается композиторами, пишущим для сопилки. На соответствующем типе инструментов достигается октава и септима.
5. Организация свистка. Свисток на ней перевернут. Благодаря этому конденсат в виндвее гораздо меньше скапливается на плоскости, которая ближе к лабиуму. И потому:
а. Сопилка дольше не хрипнет. Добавим к этому, что сравнению с блокфлейтой у сопилки виндвей более короткий, соотношение давления воздуха и параметров виндвея таково, что конденсат просто выдувается или не влияет сильно на звукообразование.
б. Сопилка может исполнятися из невпитывающих влагу материалов. Эбонитовая, пластиковая сопилка - это инструмент не только студента, но и профессионального исполнителя. В деревянной сопилке блок часто изготавливается из эбонита, а деревянные блоки так же нередко пропитываются маслом/воском, им незачем впитывать конденсат.
6. Динамика по диапазону. Сопилка не имеет характерного для барочной блокфлейты "завала" на нижней части первого регистра. Она более громка низами.
7. Дешевизна. Сопилки делают руками на Украине. Не в Германии, не в Штатах. Сопилка контруктивно более проста в изготовлении (она не коническая). Потому сопилки стоят недорого, мастеровые инструменты дешевле серийных блокфлейт. Украину терзают нацизмом и Майданами, и можно часто встретиться с парадоксальной ситуацией, когда копеечный серийный цельнотелый «ирландский» висл с пластиковым штампованным свистком (и название-то которому - пеннивисл) стоит дороже, чем изготовленная руками с учетом пожеланий заказчика деревянная сопилка с раздвижным соединением.
8. Сопилка - консортное семейство, которое включает сопранино/"пикколо" (фа2), сопрано/"прима" (до2), альт (соль1), тенор (фа1) и бас (до1) (см. фото выше). Встречаются инструменты и ниже, но они уже требуют использования механики, они уникальны, и на сегодняшний день их никто не делает. Так вот, семейство создавалось с целью консортного исполнительства. То есть, изначально мензура флейт (диаметр внутреннего канала), устройство свистка подбирались именно для игры консортом. Низа альтов, тенора и баса - громкие, игровой диапазон 2 октавы. Присмотритесь и к соотношению диапазонов инструментов. Это не "покрытие" звукоряда квинтовыми шагами, а осознанное "выстраивание" вокруг солирующей сопрано. НО! Если исполнитель желает, то мастер изготовит узкомензурный "сольный" альт/тенор, у которого игровой диапазон - 2,5 октавы.
9. У сопилки есть несколько близкородственных флейтовых инструментов, которые могут изготовить те же мастера, что делают и сами сопилки: джоломыга (двойная сопилка, дающая возможность играть ограниченным двухголосием, один из стволов почти полностью повторяет обычную сопилку), закрытая телинка (обертоновая флейта с таким же свистком, как у сопилки), трехдырочная сопилка (аналог таборпайпа), хроматическая флояра (диагональная флейта с аппликатурой Деминчука). Инструменты семейства стоят крайне недорого как для флейт аналогичного акустического типа (например, двойная блокфлейта или таборпайп).
10. Сопилка - инструмент молодой и пока малоизвестный. Он создан в 70-м году 20-го века. При СССР для сопилки немало писали, пытались внедрять в общеобразовательных школах на уроках музыки. 70-е годы были взлетом лирики среди физиков, немалой популярностью пользовались выступления концертов народной и околонародной музыки (государственно поддерживалось народное творчество народов СССР). В настоящее время всё держится на плечах отдельных альтруистичных энтузиастов и популярность инструмента значительно упала. Потому, у молодых исполнителей еще есть возможность стать "иконой" сопилочного движения, а у композиторов - в числе первых использовать потенциал инструмента.
11. У сопилки - подробные славяноязычные методики и самоучители. Более того, сопилка, как инструмент универсальный, на высших этапах обучения позволяет сориеоринтироваться на определенные стили музыки и просто начать использовать репертуарные сборники для других флейт - блокфлейты, висла, флуера.
12. На Украине сопилка - это полноценный инструмент народного оркестра, подразумевающий собой процесс обучения будущего исполнителя в музыкальной школе, профучилище, ВУЗе, тогда как высшее образование по блокфлейте получить практически негде.

Недостатки сопилки Деменчука, почему не стоит выбирать?

Сопилка – инструмент молодой, малознакомый в музыкальной среде. Являясь одним из вариантов цилиндрической свистковой флейты, она переняла все акустико-исполнительские минусы этого инструмента, и с ними музыканту приходится мириться, а выросши из среды "народников", тянет за собой весь багаж соответствующего к ней отношения.

1. Слабая информированность о сопилке. Сопилка малоизвестна. Люди даже не представляют себе, что это за инструмент. В худшем случае она воспринимается как "просто дудочка", в лучшем - как инструмент исключительно народной музыки.
2. Отношение к инструменту со стороны профессиональных музыкантов и в академической музыке. Блокфлейтисты часто жалуются - дескать, не понимают мэтры, что блокфлейта - полноценный музыкальный инструмент, а не подготовительный. Когда же блокфлейтисту демонстрируют сопилку, он к ней нередко относится так же, как исполнитель на поперечной флейте к блокфлейте :) Потому, стоит сразу ожидать несколько неадекватного отношения со стороны всех оркестровых музыкантов.
3. Тембр.
а. С точки зрения блокфлейтиста сопилка шипит. В её звуке "больше воздуха" - шипения, "чиффа". Это и не удивительно, ведь, сопилка - это десятидырочный висл с высоким свистковым окном и коротким виндвеем.
б. Также, блокфлейтист может назвать её звук "пустым", "слишком открытым", "тупым".
4. Условные недостатки строя. Сопилка - цилиндрическая флейта, с первым регистром в септиму (вторая октава диапазона с самой первой ступени извлекается передувом), и ей свойственны все недостатки такого рода инструментов:
а. первый и второй регистры сопилки несколько "сведены". То есть, при естественном нарастании давления при движении по тесситуре инструмента снизу-вверх второй регистр несколько "низит". Особенно это заметно на самых верхних нотах второй октавы, максимально - на пониженной септиме (маленькое отверстие, которое при этом расположено близко к свистку). Музыкант с развитым музыкальным слухом обычно не замечает этого, интуитивно "дотягивая" тон. И именно привычка выравнивания интонации порождает то, что сопилкари (и не только они) называют "балансом октав": кто-то привык дотягивать сильно, и узенькая сопилка с большим окном ему покажется "нестройной" или просто "неудобной", кто-то меньше. Потому при заказе инструмента стоит оговаривать, нужно инструмент настраивать "на первую октаву" или "на вторую октаву", какой "баланс октав" предпочтителен. В инструментах, ограниченных диапазоном двух октав, можно нивелировать этот акустический эффект (что очень удобно при начальном обучении детей) при изготовлении конусностью канала у свистка, "клином Фахардо".
б. Имеет место расхождение нижней ноты каждой из октав диапазона. То есть, если на сопрано до второй октавы настроена точно, то до первой октавы может быть чуть-чуть занижена, а до третьей октавы может быть чуть-чуть выше. Частично восприятие такого интонационного расхождения вызвано и предыдущим пунктом. Изготовители крайне редко устраняют этот недостаток настроечными отверстиями, а раструбы, косые срезы не применяют вообще. На фруле подобный недостаток устраняется продлением на полутон первого регистра: отверстие под большой палец левой руки используется для первой ноты следующей октавы диапазона. На сопилке тоже можно было бы переместить отверстие под большой палец вверх, в этом случае пониженная септима игралась бы вилкой, но таких сопилок я еще не встречал.
в. Отверстия различного размера. У сопилки есть три больших отверстия, пять маленьких и два очень маленьких (под большими пальцами). Искушенный слушатель заметит, что соответствующие звуки более тихие/громкие, имеют различный тембр. Также, многие исполнители просят сдвигать отверстия под большими пальцами вниз для того, чтобы соответствующие ноты второй октавы не низили так сильно. А некоторые предпочитают не сдвигать, поскольку уже набрали для стандартного положения отверстий какие-то альтернативные аппликатуры.
5. Задействованы все 10 пальцев. И это на первых порах взаимодействия с сопилкой сильно мешает. Если посмотреть на исторически устоявшиеся бесклапанные инструменты, то можно увидеть, что они редко имеют больше 8 отверстий. Незадействованные на их пальцы – мизинец верхней руки и большой палец нижней. Это между прочим, приводит к тому, что у изготовителей сопилок нередко заказывают не 10-ти, а 7-дырочные инструменты (висловая аппликатура+большой палец верхней) или 8-дырочные (+мизинец нижней руки), или же просто отдают предпочтение блокфлейте при обучении детишек.
6. Трели и легато через границы регистров. На сопилке регистры совпадают с октавами диапазона, потому на ней исполнять легато и оранментику через границы регистров можно лишь с помощью альтернативных аппликатур. Так и хочется вставить клапан-трельник, но и вставить-то его некуда, все пальцы уже заняты.
7. Интонация. Сопилка более гибка чем блокфлейта в интонации, это же приводит к тому, что на ней проще сфальшивить.
8. Громкие верха. У блокфлейты относительно сопилки первый регистр продлен на большую терцию. Благодаря этому на ней активно используется принцип регистрового отверстия, и в этом достигается более выровненная динамика по диапазону. Сопилка же сохраняет обычную для простых свистковых флейт динамику по диапазону, потому на ней либо не слышны низы при игре со сцены, либо глушат верха при игре в комнате. При игре с микрофоном приходится обдумывать еще и динамику, вертеть инструментом/головой.
9. Сложнее приобрести, подержать в руках, опробовать. Сопилки очень-очень редко можно найти в музыкальных магазинах. Даже на Украине те деревянные сопилки, которые лежат на прилавках - инструменты с ненадлежащим подходом к изготовлению. То есть, сопилку для регулярных занятий нужно заказывать дистанционно у мастера. Есть всего несколько общеизвестных мастеров, занимающихся изготовлением инструментов. И есть риск получить не то, что заказывал, инструмент с иными свойствами. Каких-то выставок вроде обычных для немцев ярмарок инструментов старинной/народной музыки - нет. У мастеров нет сайтов, где было бы описано, что именно мастер может сделать и с какими вариациями.
10.Нет серийных инструментов. А, между прочим, сопилка в большей степени приспособлена к изготовлению серийных дешевых пластиковых инструментов, чем блокфлейта (благодаря параметрам свистка). Существовавшие в СССР производства деревянных и эбонитовых серийных инструментов закрыты.
11. Нет инструментов ниже до первой октавы. Сопилка – бесклапанный инструмент, задействующий сразу все 10 пальцев. И приблизительно на типоразмере бас находится тот предел, за которым среднестатистическому человеку (и с немаленькими руками) уже неудобно дотягиваться пальцами до отверстий. Аппликатура сопилки такова, что с превышением этого предела нужно устанавливать сразу много клапанов (не в пример блокфлейте, организация аппликатуры которой позволяет всего с помощью двух клапанов достигать типоразмера в фа малой октавы). Никто больших сопилок сейчас не делает, инструменты с клапанами - в одном единственном ансамбле на всю Украину. В то время как купить даже пластиковый бас блокфлейты - не проблема.
12. Хроматическая сопилка Деменчука обрела место под музыкальным солнцем на Украине. Потому все учебники по ней - на украинском языке, программы – основаны на народной украинской музыке, мало классики. Учебник Дверия активно использует западноукраинкие попевки-считалочки, которые не известны широко даже среднестатистическому гражданину Украины. Есть еще один белорусский учебник, но погоды он не делает. И учебники морально устарели. Сегодняшний стандарт самоучителя уже подразумевает наличие аудиотреков с исполненными мелодиями/упражнениями и «минусом» - ведь звуковой пример крайне важен в обучении музыке. По сопилке такого рода пособий нет. Учиться с нуля (без предварительной духовой музыкальной практики) по блокфлейтовым или висловым учебникам с плейэлоном – неудобно, сказываются разница устройства аппликатур (блокфлейта) или строя (висл). «Популяризаторы» не чешутся ни с переводом на русский, ни с составлением собственных программ или пособий с плэйэлонами, только жалуются.
13. Педалируемая «украинскость» или «славянскость». Нет ничего глупее, чем выяснять, чьи предки ближе к обезьяне и инструменты какого народа лучше/древнее/пастушьей/природней/естественней. "Продавливание" сопилки как «славянской» или «украинской» свистковой флейты - только во вред культуре инструмента. Создавалась-то она как раз в процессе изменения мелоса ансамблей народных инструментов в период превращения разномастного разноладового фольклора в фольклоризированный репертуар современных "народников".
14. За пределами Украины практически нет учителей сопилки, все приходится осваивать самому. На Украине тоже дела не обстоят гладко. Число музшкол школ, где преподают сопилку сегодня невелико. За высшим профобразованием нужно ехать во Львов, в Киев.
15. Сопилкари мало концертируют по пост-СССР. Чтобы послушать других, приходится ехать на "Бах-фест" во Львов или Сумы, на "Волынские гукавыци" в Луцк да следить за проведением каких-то нерегулярных конкурсов. В свободном и несвободном доступе музыки с сопилкой еще меньше, чем блокфлейтовой. То есть, затрудняется процесс "обмена звуком".

ВЫВОДЫ:

Сопилка и блокфлейта настолько уравновешены своими достоинствами и недостатками, что сделать однозначный выбор между этими свистковыми флейтами крайне сложно. В одной – гибкость, в другой – строгость, в одна – эстрадная, вторая – камерная, и так далее. Вместе с тем...

....сопилка является предпочтительным выбором свистковой флейты в том случае, если:
- Вы уже готовый музыкант, и хотите «быстренько» научится играть «хоть что-то хоть на каком-нибудь флейтовом инструменте» с нуля.
- Вы не хотите намертво привязываться к какому-нибудь стилю музыки (как то, что сейчас принято называть блокфлейтой, так или иначе имеет привязку к барокко, кена – к андской музыке, дизи - к китайской), или же вам нужен инструмент, который тембрально будет привязан к народной музыке Восточной и Юго-Восточной Европы.
- Вы хорошо понимаете украинский язык, или у вас есть знакомый преподаватель-сопилкарь.
- Вы хотите обучить своего ребенка началам духового исполнительства, уже являясь музыкантом, способным собственноручно составить для него программу обучения.

А вот если Вы человек, который вот так внезапно, без хоть какого-то музыкального образования, без потенциального преподавателя захотели играть на какой-то свистковой флейте самоучкой, и ваш взор обратился к сопилке, и вас не пугают её недостатки – тщательно взвесьте свой выбор, ведь учебная программа – немалая составляющая успеха.
Изображения
Тип файла: jpg slitz.jpg (108.5 Кб, 18 просмотров)
Тип файла: jpg sobr.jpg (41.0 Кб, 17 просмотров)
Тип файла: jpg ssatb_sopil.jpg (234.8 Кб, 16 просмотров)
__________________
С Уважением, Злое Сердце.



Правописание: "панфлейта", "флейта Пана".

Последний раз редактировалось noname; 31.10.2017 в 14:59..
Злое Сердце вне форума   Ответить с цитированием
Эти 20 пользователя(ей) сказали Спасибо Злое Сердце за это полезное сообщение:
AntonVaron (04.04.2011), das (13.11.2013), dustfire (28.10.2017), Elaine (04.04.2011), helgi (11.04.2011), Icd (03.10.2011), kalenz (09.10.2016), Oldboroda (15.06.2017), Petr (06.04.2011), Polina (06.08.2011), Recorderin (30.06.2012), silvirine (12.05.2012), Sol-да-Phon (14.04.2011), sonoko (06.03.2015), Sopilkar (31.03.2011), technic (24.12.2011), Vic_Dem (19.04.2013), Zabava77 (16.08.2011), росс (05.03.2013), Светлая (10.08.2013)