Показать сообщение отдельно
Старый 29.03.2011, 02:04   #1
Дирижер

 
Аватар для Злое Сердце
 
Регистрация: 26.11.2006
Адрес: Украина, Киев
Сообщений: 1,859
Пол:
Вы сказали Спасибо: 228
Поблагодарили 771 раз(а) в 415 сообщениях
Отправить сообщение для Злое Сердце с помощью ICQ Отправить сообщение для Злое Сердце с помощью Skype™
По умолчанию

Этот текст написан для людей, которые выбирают между свистковыми флейтами. Уверен, что полезность этого текста вторична, поскольку первичный выбор осуществляется на основе тембрально-музыкальной культуры инструмента. Однако, возможно, прочитав нижеследующий текст, вы осуществите свой выбор осознанно.
Вполне естественно, что основные объекты для сравнения - блокфлейта (барочная), висл, фрула и прочие наиболее известные свистковые флейты.

Итак, преимущества сопилки конструкции Деменчука. Почему её стоит выбирать :)

1. Аппликатура.
а. Достижимость хроматического звукоряда.. Сопилка - сегодняшнее усредненное название для, преимущественно, свистковых флейт. Сопилкой рядовой украиноговорящий назовет и блокфлейту, и висл, и чуть ли не любую флейту. Своеобразный аналог словам "дудочка", "свирель". Однако в музыкальной сфере под "сопилкой" на Украине понимают исключительно "хроматическую продольную флейту конструкции Деменчука". Сопилка создавалась как бесклапанная цилиндрическая флейта, на которой были бы достижимы без полуприкрытий и с минимумом "вилок" все позиции хроматического звукоряда. И это, наверное, основной плюс по сравнению со множеством прочих свистковых флейт.
б. Интуитивность. Аппликатура логична и интуитивна:
- Первая и вторая октава диапазона сопилки имеют практически одинаковую аппликатуру. То есть, первый и второй регистры изменяются ровно на границе октав диапазона, первый регистр не продлён (в отличие от блокфлейты, фрулы).
- На протяжении почти всего звукоряда от нижней ноты первого регистра до верхней второго сохраняется принцип "следующий пальчик-следующая нотка". Таким образом, для уже музицирующего на чем-нибудь человека процесса изучения аппликатуры – прост. На блокфлейте же аппликатуру нужно именно изучать. Простота аппликатуры – это, наверное, первый фактор, который способствует тому, что сопилка очень часто становится вторым инструментом саксофонистов.
- Сопилка сохраняет основные аппликатурные позиции мажорной флейты с 6 отверстиями (висл, кена, простые поперечки). С точки зрения вислера, на сопилке всего лишь добавлены отверстия под мизинцы и большие пальцы.
в. Минимум вилок и полуприкрытий На сопилке всего одна нотка хроматического звукоряда (в рамках первых двух октав) в базовой аппликатуре берется "вилкой" (на сопрано - соль диез). Полуприкрытия не используются (хоть и доступны). В третьей октаве тоже отличия невелики.
г. Наличие альтернативных аппликатур и возможность полуприкрытий Сопилка потихоньку развивает сферу альтернативных аппликатур: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/...pdf?sequence=1 На ней, как на цилиндрической флейте, имеют место передувные (обертоновые) аппликатуры. Работают некоторые вилочные. Мало того, размер отверстий ноток ми, соль, ля (на сопрано) таков, что позволяет уверенно брать альтерацию полуприкрытиями, гибко играть с бендами.
д. Транспонирование при записи. Сопилкари нередко применяют при записи принцип транспозиции типоразмеров. Иными словами, для всех инструментов сопилочного семейства ноты довольно часто записываются совершенно одинаково. В этом случае нижняя нота любого типоразмера записывается как до первой октавы, и вы без проблем играете одну и ту же мелодию, той же аппликатурой, просто звучать она будет в другой тональности. Это очень удобно для сопилочников-любителей. Человек, научившийся играть с листа на сопрано, берет в руки любой другой типоразмер сопилки, и играет партию в квартете сопилкарей.
е. Возможность приобретения инструмента желаемой тональности. Сопилку можно заказать любого желаемого типоразмера. То есть, исполнителям, которым лень изучать игру в «черных» тональностях, достаточно всего-навсего заказать две-три сопилки (до, до диез), и транспонировать себе произведения в "удобные" тональности. При этом стоимость сопилки любой тональности практически не отличается от стоимости базового типоразмера. Явление достаточно нередкое для инструментов с простым устройством (вислы, фрулы, простые поперечкии т.д.)
ж. Возможность приобретения инструмента с "минорной аппликатурой". Сопилкари часто пользуются сопилками, облегчающими виртуозную игру некоторых произведений. Так, очень многие исполнители имеют сопилки минорного строя, на которых такое последовательное открывание отверстий, как на мажорной сопилке, дает не мажорную, а минорную гамму. Возможно сочетать минорные и мажорные устройства аппликатуры для разных рук.
2. Тембр.
- Универсальность тембра. Сопилка – свистковая флейта с достаточно универсальным (если так можно выразиться) звуком. Она прекрасно заменит висл, блокфлейту, шви, некоторые бессвистковые флейты. Благодаря этому исполнитель-сопилкарь может подключиться к любой группе музыкантов без привнесения «специфического колорита». Сопилка не вступает в темброво-стилистические конфронтации. Во Львове есть школа сопилкарей, которая специализируется на барочной музыке, заимствуя произведения блокфлейты. Изготовители сопилок могут изготовить инструмент с желаемым оттенком («острый», «универсальный», «открытый»). Вообще, при заказе можно поговорить с изготовителем, высказать свои предпочтения.
- Гибкость тембра. Сопилка более управляема в плане влияния исполнителя на тембр. Манипуляции со свистком, изменение трубулентности воздушной струи – все это более доступно на сопилке.
- Большая гибкость с спецприемах. Есть спецприёмы, кардинально меняющие исполнительские свойства инструмента (например, "гра на бурт").
3. Гибкое интонирование и динамика. Расположение свистка снизу, большее количество отверстий делает сопилку гибкой в интонационном и динамических аспектах. Альтернативные аппликатуры выдумываются на ходу, свисток прикрывается-приоткрывается, куча мест для создания стравливающих отверстий.
4. Диапазон. . У типоразмера сопрано постоянно используемый диапазон - две октавы и квинта. Его вы и найдете в таблицах аппликатур. Этот диапазон подразумевается композиторами, пишущим для сопилки. На соответствующем типе инструментов достигается октава и септима.
5. Организация свистка. Свисток на ней перевернут. Благодаря этому конденсат в виндвее гораздо меньше скапливается на плоскости, которая ближе к лабиуму. И потому:
а. Сопилка дольше не хрипнет. Добавим к этому, что сравнению с блокфлейтой у сопилки виндвей более короткий, соотношение давления воздуха и параметров виндвея таково, что конденсат просто выдувается.
б. Сопилка может исполнятися из невпитывающих влагу материалов. Эбонитовая сопилка - это инструмент не только студента, но и профессионального исполнителя. В деревянной сопилке блок часто изготавливается из эбонита, а деревянные блоки так же нередко пропитываются маслом/воском, им незачем впитывать конденсат.
6. Динамика по диапазону. Сопилка не имеет характерного для барочной блокфлейты "завала" на нижней части первого регистра. Она более громка низами.
7. Дешевизна. Сопилки делают руками на Украине. Не в Германии, не в Штатах. Сопилка контруктивно более проста в изготовлении (она не коническая). Потому сопилки стоят недорого, мастеровые инструменты дешевле серийных блокфлейт. Украину терзают нацизмом и Майданами, и можно часто встретиться с парадоксальной ситуацией, когда копеечный серийный цельнотелый «ирландский» висл с пластиковым штампованным свистком (и название-то которому - пеннивисл) стоит дороже, чем изготовленная руками с учетом пожеланий заказчика деревянная сопилка с раздвижным соединением.
8. Сопилка - консортное семейство. Семейство сопилок включает пикколо (фа2), сопрано (до2), альт (соль1), тенор (фа1) и бас (до1). Встречаются инструменты и ниже, но они уже требуют использования механики, они уникальны, и на сегодняшний день их уже никто не делает. Так вот, семейство создавалось с целью консортного исполнительства. То есть, изначально мензура флейт (диаметр внутреннего канала), устройство свистка подбирались именно для игры консортом. Низа альтов, тенора и баса - громкие, игровой диапазон 2 октавы. Присмотритесь и к соотношению диапазонов инструментов. Это не "покрытие" звукоряда квинтовыми шагами, а осознанное "выстраивание" вокруг солирующей сопрано. НО! Если исполнитель желает, то мастер изготавливает "сольный" альт/тенор, у которого игровой диапазон - 2,5 октавы.
9. Развитие сопилки происходит наравне с развитием её родственных флейтовых инструментов: джоломыги (двойная сопилка, дающая возможность играть ограниченным двухголосием), закрытой телинки (обертоновая флейта с таким же свистком, как у сопилки), трехдырочной сопилки (аналог таборпайпа). Инструменты семейства стоят крайне недорого как для флейт аналогичного акустического типа (например, двойная блокфлейта или таборпайп).
10. Сопилка - инструмент молодой и малоизвестный. Он создан в 70-м году 20-го века. При СССР для сопилки немало писали, пытались внедрять общеобразовательных школах на уроках музыки. 70-е годы были взлетом лирики среди физиков, немалой популярностью пользовались выступления концертов народной и околонародной музыки (государственно поддерживалось народное творчество народов СССР). В настоящее время всё держится на плечах отдельных альтруистичных энтузиастов и популярность инструмента значительно упала. Потому, у молодых исполнителей еще есть возможность стать "иконой" сопилочного движения, а у композиторов - в числе первых использовать потенциал инструмента.
11. У сопилки - подробные славяноязычные методики и самоучители. Более того, сопилка, как инструмент универсальный, на высших этапах обучения позволяет сориеоринтироваться на определенные стили музыки и просто начать использовать репертуарные сборники для других флейт - блокфлейты, висла, флуера.
12. На Украине сопилка - это полноценный инструмент народного оркестра, подразумевающий собой процесс обучения будущего исполнителя в музыкальной школе, профучилище, ВУЗЕ, тогда как высшее образование по блокфлейте получить практически негде.

Недостатки сопилки Деменчука, почему не стоит выбирать?

Сопилка – инструмент молодой, малознакомый в музыкальной среде. Являясь одним из вариантов цилиндрической свистковой флейты, она переняла все акустико-исполнительские минусы этого инструмента, и с ними музыканту приходится мириться.

1. Слабая информированность о сопилке. Сопилка малоизвестна. Люди даже не представляют себе, что это за инструмент. В худшем случае она воспринимается как "просто дудочка", в лучшем - как инструмент исключительно народной музыки.
2. Отношение к инструменту со стороны профессиональных музыкантов и в академической музыке. Блокфлейтисты часто жалуются - дескать, не понимают мэтры, что блокфлейта - полноценный музыкальный инструмент, а не подготовительный. Когда же блокфлейтисту демонстрируют сопилку, он к ней нередко относится так же, как исполнитель на поперечной флейте к блокфлейте :) Потому, стоит сразу ожидать несколько неадекватного отношения со стороны всех оркестровых музыкантов.
3. Тембр.
а. С точки зрения блокфлейтиста, сопилка шипит. В её звуке "больше воздуха" - шипения, "чиффа". Это и не удивительно, ведь, сопилка - это десятидырочный висл с высоким свистковым окном и коротким виндвеем.
б. Также, блокфлейтист может назвать её звук "пустым", "слишком открытым", "тупым".
4. Условные недостатки строя. Сопилка - цилиндрическая флейта, с первым регистром в септиму (вторая октава диапазона с самой ступени извлекается передувом), и ей свойственны все недостатки такого рода инструментов:
а. первый и второй регистры сопилки несколько "сведены". То есть, при естественном нарастании давления при движении по тесситуре инструмента снизу-вверх второй регистр несколько "низит". Особенно это заметно на самых верхних нотах второй октавы, максимально - на пониженной септиме (маленькое отверстие). Музыкант с развитым музыкальным слухом обычно не замечает этого, интуитивно "дотягивая" тон. И именно привычка выравнивания интонации порождает то, что сопилкари называют "балансом октав": кто-то привык дотягивать сильно, и узенькая сопилка с большим окном ему покажется "нестройной" или просто "неудобной", кто-то меньше. Потому при заказе инструмента стоит оговаривать, нужно инструмент настраивать "на первую октаву" или "на вторую октаву", какой "баланс октав" предпочтителен. В инструментах, ограниченных диапазоном двух октав, можно нивелировать этот акустический эффект (что очень удобно при начальном обучении детей) при изготовлении.
б. Имеет место расхождение нижней ноты каждой из октав диапазона. То есть, если на сопрано до второй октавы настроена точно, то до первой октавы может быть чуть-чуть занижена, а до третьей октавы может быть чуть-чуть выше. Частично восприятие такого интонационного расхождения вызвано и предыдущим пунктом. Изготовители крайне редко устраняют этот недостаток настроечными отверстиями, а раструбы, косые срезы не применяют вообще. На фруле подобный недостаток устраняется продлением на полутон первого регистра: отверстие под большой палец левой руки используется для первой ноты следующей октавы диапазона. На сопилке тоже можно было бы переместить отверстие под большой палец вверх, в этом случае пониженная септима игралась бы вилкой, но таких сопилок я еще не встречал.
в. Отверстия различного размера. У сопилки есть три больших отверстия, все остальные – маленькие. Искушенный слушатель заметит, что соответствующие звуки более тихие/громкие, имеют различный тембр. Также, многие исполнители просят сдвигать отверстия под большими пальцами вниз для того, чтобы соответствующие ноты второй октавы не низили так сильно. А некоторые предпочитают не сдвигать,
поскольку уже набрали для стандартного положения отверстий какие-то альтернативные аппликатуры.
5. Задействованы все 10 пальцев. И это на первых порах взаимодействия с сопилкой сильно мешает. Если посмотреть на исторически устоявшиеся бесклапанные инструменты, то можно увидеть, что редко имеют больше 8 отверстий. Незадействованные на их пальцы – мизинец верхней и большой палец нижней руки. Это между прочим, приводит к тому, что у изготовителей нередко заказывают не 10-ти, а 7-дырочные инструменты (висловая аппликатура+большой палец верхней) или 8-дырочные сопилки (+мизинец нижней руки) или просто отдают предпочтение блокфлейте при обучении детишек.
6. Трели и легато через границы регистров. На сопилке регистры совпадают с октавами диапазона, потому на ней исполнять легато и оранментику через границы регистров можно лишь с помощью альтернативных аппликатур. Так и хочется вставить клапан-трельник, но и вставить-то его некуда, все пальцы уже заняты.
7. Интонация. Сопилка более гибка, чем блокфлейта в интонации, это же приводит к тому, что на ней проще сфальшивить.
8. Громкие верха. У блокфлейты относительно сопилки первый регистр продлен на большую терцию. Благодаря этому на ней активно используется принцип регистрового отверстия, и в этом достигается более выровненная динамика по диапазону. Сопилка же сохраняет обычную для простых свистковых флейт динамику по диапазону, потому на ней либо не слышны низы при игре со сцены, либо глушат верха при игре в комнате. При игре с микрофоном приходится обдумывать еще и динамику, вертеть инструментом/головой.
9. Сложнее приобрести, подержать в руках, опробовать. Сопилки очень-очень редко можно найти в музыкальных магазинах. Причем, даже на Украине те сопилки, котрые лежат на прилавках - инструменты с ненадлежащим подходом к изготовлению. Таким есть, сопилку для регулярных занятий нужно заказывать дистанционно у мастера. Есть всего несколько общеизвестных мастеров, занимающихся изготовлением инструментов. И есть риск получить не то, что заказывал, инструмент с иными свойствами.
10.Нет серийных инструментов. А, между прочим, сопилка в большей степени приспособлена к изготовлению серийных дешевых пластиковых инструментов, чем блокфлейта (благодаря параметрам свистка). Существовавшие в СССР производства деревянных и эбонитовых серийных инструментов закрыты.
11. Нет инструментов ниже до первой октавы. Сопилка – бесклапанный инструмент, задействующий сразу 10 пальцев. И приблизительно на типоразмере бас находится тот предел, за которым среднестатистическому человеку (и с немаленькими руками) уже неудобно дотягиваться пальцами до отверстий. «Распальцовка» сопилки такова, что с превышением этого предела нужно устанавливать сразу много клапанов (не в пример блокфлейте, организация аппликатуры которой позволяет всего с помощью двух клапанов достигать типоразмера в фа малой октавы). Никто таких сейчас не делает, и единственные инструменты с клапанами - в одном единственном ансамбле на всю Украину. В то время как купить даже пластиковый бас блокфлейты - не проблема.
12. Хроматическая сопилка Деменчука обрела место под музыкальным солнцем на Украине. Потому все учебники по ней - на украинском языке, программы – основаны на народной украинской музыке, мало классики. Учебник Дверия активно использует западноукраинкие попевки-считалочки, которые не известны широко даже среднестатистическому гражданину Украины. Есть еще один белорусский учебник, но погоды он не делает. И учебники морально устарели. Сегодняшний стандарт самоучителя уже подразумевает наличие аудиотреков с исполненными мелодиями/упражнениями и «минусом» - ведь звуковой пример крайне важен в обучении музыке. По сопилке такого рода пособий нет. Учиться с нуля (без предварительной духовой музыкальной практики) по блокфлейтовым или висловым учебникам с плейэлоном – неудобно, сказываются разница устройства аппликатур (блокфлейта) или строя (висл). «Популяризаторы» не чешутся ни с переводом на русский, ни с составлением собственных программ или пособий с плэйэлонами, только жалуются.
13. Педалируемая «украинскость» или «славянскость». Нет ничего глупее, чем выяснять, чьи предки ближе к обезьяне и инструменты какого народа лучше/древнее/пастушьей/природней/естественней. "Продавливание" сопилки как «славянской» или «украинской» свистковой флейты - только во вред общему развитию инструмента.
14. За пределами Украины практически нет учителей сопилки, все приходится осваивать самому. На Украине тоже дела не обстоят гладко. Число музшкол школ, где преподают сопилку сегодня невелико. За профобразованием нужно ехать во Львов, в Киев.
15. В свободном и несвободном доступе музыки с сопилкой еще меньше, чем блокфлейтовой. То есть, затрудняется процесс "обмена звуком".

ВЫВОДЫ:

Сопилка и блокфлейта настолько уравновешены своими достоинствами и недостатками, что сделать однозначный выбор между этими свистковыми флейтами крайне сложно. В одной – гибкость, в другой – строгость, в одна – эстрадная, вторая – камерная, и так далее. Вместе с тем...

....сопилка является предпочтительным выбором свистковой флейты в том случае, если:
- Вы уже готовый музыкант, и хотите «быстренько» научится играть «хоть что-то хоть на каком-нибудь флейтовом инструменте» с нуля.
- Вы не хотите намертво привязываться к какому-нибудь стилю музыки (как то, что сейчас принято называть блокфлейтой, так или иначе имеет привязку к барокко, кена – к андской музыке, дизи - к китайской), или же вам нужен инструмент, который тембрально будет привязан к народной музыке Восточной и Юго-Восточной Европы.
- Вы хорошо понимаете украинский язык, или у вас есть знакомый преподаватель-сопилкарь.
- Вы хотите обучить своего ребенка началам духового исполнительства, уже являясь музыкантом, способным собственноручно составить для него программу обучения.

А вот если Вы человек, который вот так внезапно, без хоть какого-то музыкального образования, без потенциального преподавателя захотели играть на какой-то свистковой флейте самоучкой, и ваш взор обратился к сопилке, и вас не пугают её недостатки – тщательно взвесьте свой выбор, ведь учебная программа – немалая составляющая успеха.
__________________
С Уважением, Злое Сердце.



Правописание: "панфлейта", "флейта Пана".

Последний раз редактировалось noname; 18.07.2017 в 18:38..
Злое Сердце вне форума   Ответить с цитированием
Эти 19 пользователя(ей) сказали Спасибо Злое Сердце за это полезное сообщение:
AntonVaron (04.04.2011), das (13.11.2013), Elaine (04.04.2011), helgi (11.04.2011), Icd (03.10.2011), kalenz (09.10.2016), Oldboroda (15.06.2017), Petr (06.04.2011), Polina (06.08.2011), Recorderin (30.06.2012), silvirine (12.05.2012), Sol-да-Phon (14.04.2011), sonoko (06.03.2015), Sopilkar (31.03.2011), technic (24.12.2011), Vic_Dem (19.04.2013), Zabava77 (16.08.2011), росс (05.03.2013), Светлая (10.08.2013)