Играю длинные звуки на блокфлейте каждый раз на уроке - учитель проверяет чтоб не было "хвостов" по строю и требует, чтобы в звуке "ощущалось" хоть какое-нибудь "движение", при том любое.. Для этого я представляю какое-то абстрактное движение в воображении - в некотором смысле это импровизация в области "слухового представления".
Отнимает игра длинных звуков (весь диапазон деннера - 2.5 октавы, включая последнее визжащее до

) не более 5 минут от урока.
Сейчас осваиваюсь с обертоновыми поперечными флейтами, которые сам делаю. Одна из 3-х получилась очень чувствительной к дыханию.
То изменение дыхание, которое на блокфлейте приводит к небольшому понижающему "хвосту", на обертонке приводит к понижающему глиссанду по обертонам.

То есть без предварительной и терпеливой игры длинных нот, на моей самодельной обертонке нельзя сыграть ни одной осмысленной последовательности обертонов (о музыке пока речь не идет)
Теперь я начинаю осознавать, что свисток блокфлейты - это великая вещь (сравнимая с механикой фортепиано, ограниченной по сравнению с арфой - щипать струны нельзя):
- канал свистка сглаживает неровности дыхания.
- похоже на то, что блок установлен и выпилен таким образом, что при слабой подаче воздуха, струя понижается, при более сильной повышается, а на поперечке то же самое приходится делать губами