Показать сообщение отдельно
Старый 17.04.2010, 13:34   #2
Дирижер

 
Аватар для Elga
 
Регистрация: 04.05.2005
Адрес: Иркутск
Сообщений: 2,189
Пол:
Вы сказали Спасибо: 260
Поблагодарили 889 раз(а) в 330 сообщениях
По умолчанию

Приветствуем

Это не мелочи, это проблема многих самоучек.
Самое обидное то, что в нотной грамоте ничего сложного нет, шестилетние дети осваивают ее за несколько недель. А взрослые умные дяди и тёти иногда мучаются чуть ли не годами, и у них ничего не получается. Потому что не оттуда начинают.

Начинать надо с ритма, с чтения длительностей. Не надо сейчас учить, какая нота на какой линейке, что означают диезы-бемоли - это всё потом. Сейчас надо разобраться с таблицей длительностей, она есть во всех пособиях по элементарной теории музыка, во всех самоучителях для любого инструмента и т.д. В интернете тоже есть:
http://www.7not.ru/drums/exercise1.phtml

Это надо:
а) выучить зрительно. Когда в нотах вам встретится нотка в одним "хвостиком", вы должны мгновенно понять, что это - "восьмая". Белая нота "с палочкой" - половинная, черная "с палочкой без хвостика" - четверть, и т.д. - надо все длительности мгновенно узнавать "в лицо". То же и для и пауз.

б) понять, как длительности соотносятся друг с другом.
Послушайте тикающий кварцевый будильник. Они обычно тикают раз в секунду. Начинайте стучать пальцем по столу, точно совпадая с будильником:

Будильник: тик-тик-тик-тик
Стук: ------тук-тук-тук-тук

А теперь стучите ровно в два раза чаще, чем тикает будильник:

тик------тик-----тик-----тик
тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук

Выделенные жирным шрифтом "тики" и "туки" должны точно совпадать. Но ваш стук должен быть ровным, не так: "тук-тук... тук-тук... тук-тук...", а так: "тук-тук-тук-тук", всё ровно.

Как только это простое упражнение у вас получится, можете считать, что будильник играет вам четвертные ноты, а вы отстукиваете восьмые. Когда пишут, что "восьмая нота вдвое короче четверти" или "на одну четверть приходятся две восьмые", имеют ввиду именно это.

Между любыми "соседними" длительностями (в таблице соседними, конечно, а не на нотном стане!) аналогичные отношения: половинная нота вдвое короче целой, четверть вдвое короче половинной, шестнадцатая вдвое короче восьмой, и т.д.

Часто спрашивают, сколько точно длится та или иная длительность. Ну, например, четверть = 1 секунда, это правильно?.. Нет, неправильно. Такой вопрос вообще не имеет смысла. В медленной пьесе четверть может быть равна секунде, а может быть еще длиннее. А в быстрой четверти будут намного короче. Для чтения нот важно не это. Важно, чтобы в пределах одной пьесы сохранялись соотношения между нотами: восьмые вдвое короче четвертей, и т.д.

в) натренировать чтение длительностей устно, без инструмента.
Найдите какие-нибудь нотные примеры, в которых есть только четверти и восьмые (а также паузы - тоже только четвертные и восьмые). Не берите эстрадные и вообще "интересные" песни, там могут быть сложные ритмы, только запутаетесь. Лучше всего совсем простенькие детские песенки, примеры из учебников сольфеджио для 1-2 класса и т.п. Ничего, это не надолго.

Стучите пальцем по столу как раньше, "вдвое чаще будильника". (Но будильник уберите подальше, чтоб не запутывал.) Вы отстукиваете восьмые. Теперь смотрите в ноты, не обращайте внимания на ключ, знаки, высоту нот и т.п., смотрите только на длительности. Вы отстукиваете восьмые - значит, на каждую восьмушку в песенке должен приходиться один удар. А на каждую четверть - два удара. И с паузами то же самое: на каждую "восьмую" паузу - один удар, на каждую "четвертную" - два удара.

И начинайте "читать" ритм песенки голосом. Не пытайтесь петь мелодию, обозначайте только длительность нот - скажем, словом "пум", и одновременно ровно стучите по столу восьмые. Стук по столу - ровный, он играет роль метронома, а голосом вы говорите "пум" в начале каждой ноты. Например, песня "маленькой ёлочке холодно зимой" в таком варианте будет выглядеть как-то так:

тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук--тук-тук--тук-тук-тук-тук-тук-тук
пум-----пум-пум-пум----пум-пум-пум-пум-пум-пум-пум
(Ма-----лень-кой--ё------лоч--ке---хо---лод--но--зи---мо----------й)

И вот чем стучание по столу лучше настоящего метронома: во-первых, вы гораздо лучше чувствуете метроритм, если стучите сами, а не ловите стук со стороны. Во-вторых, если вам непонятно какое-то место и вы не успеваете сообразить, сколько ударов должно приходиться на вот эту ноту, вы можете замедлить стук. (Метроном, конечно, тоже можно замедлить, но придется подбирать удобный темп.) НО: стук должен быть всё равно ровным. Нельзя стучать легкие места побыстрее, а трудные помедленнее. Надо потренировать трудное место отдельно, стучать его медленно, но ровно. Когда оно станет понятным, можно будет увеличить темп, а потом уже прочитать всю песню от начала до конца - с ровным стуком, без замедлений.

При занятии с блокфлейтой и с любым другим инструментом обязательно соблюдается тот же самый принцип: мы всегда играем в ровном темпе, без замедлений и ускорений. Трудные места учим в медленном темпе, но отдельно, а потом доводим до нужного темпа и соединяем со всей пьесой.

Пусть вас не смущает, что всё это выглядит так "по-детски". Это действительно очень простые вещи, их легко объяснить маленькому ребенку. А взрослому - трудно. Потому что взрослому кажется, что он такой умный, а ему тут впаривают какую-то детсадовскую ерунду, и взрослый не хочет всё это делать - а в результате при всей своей умноте не может научиться читать ритм. А ребенок это осваивает буквально за пару уроков. Поэтому забудьте на время о своей взрослости, притворитесь маленьким ребенком и пропумкайте "Маленькую ёлочку" и еще несколько детских песенок. Если вы не будете стесняться этой действительно дурацкой ситуации, то довольно скоро почувствуете, что ритмы из восьмых и четвертей читаются очень легко, вам уже не надо думать, сколько ударов приходится на каждую ноту.

Попробуйте так же пропумкать песенки, где встречаются еще и половинные ноты. На каждую половинную приходится четыре удара. Со временем вы перестанете считать удары, а будете просто чувствовать где-то внутри, сколько держать каждую ноту.

-------------
Всё, теперь можно учить, какая нота на какой линейке пишется.
Тут тоже важно выучить это зрительно, чтобы не размышлять над каждой нотой, а мгновенно узнавать ее в лицо и сразу находить на флейте.

И теперь соединяем чтение ритма с чтением высоты нот.
Берем незнакомую песенку.
"Пумкаем" ее без блокфлейты, со стуком по столу.
Если есть трудности - разбираемся и повторяем, пока трудности не исчезнут. Ритм должен читаться легко.
И вот теперь играем ноты на флейте. Если всё было сделано правильно, то ритм будет "всплывать" в голове сам.

Впереди еще много нового материала, конечно. Придется разбираться, что означают тактовые черты и размеры, как читать ноты с точкой, триоли, диезы-бемоли, как играть синкопы, залигованные ноты и т.д. Ничего страшного. Вся теория нотной грамоты сейчас доступна и по книжкам, и в сети, и вся она, в общем, понятная. Главное - помнить: разбор ритма должен всегда быть на первом месте. Любую новую пьесу надо сначала "пропумкать" и "простучать", и если это далось легко - играть на флейте. Постепенно вы научитесь читать ритм так хорошо, что "пумканье" станет не нужно, вы будете играть незнакомую музыку сразу, "с листа". Но торопиться не надо. Тот, кто не разбирает ритм отдельно - потом жалуется, что не может играть по нотам незнакомые мелодии. Тот, кто привык сначала разбирать ритм - вообще не знает, что такая проблема существует.


И еще раз повторю: это очень просто. Но это - главный секрет освоения нотной грамоты. Разбор ритма всегда должен идти впереди. Ноты начинаем играть только после того, как поняли и прочитали ритм.

-----
Мне несколько раз приходилось объяснять начинающим, как читать ритм. В реальном общении это сделать намного проще, чем описывать "тики-туки" словами. Если ученик не сопротивляется и просто спокойно делает эти элементарные вещи - всё получается легко и быстро. Если он торопится, стесняется, злится, заявляет, что он всё давно понял и нечего совать ему детские песенки, требует для чтения сразу песни Битлз, отказывается читать ритм без инструмента и т.п. - не получается вообще ничего. Это так, информация к размышлению.

----
Ну и - удачи!
Elga вне форума   Ответить с цитированием
Эти 48 пользователя(ей) сказали Спасибо Elga за это полезное сообщение:
Alessandro (18.04.2010), andrushLip (08.09.2016), Bareria (03.06.2013), Berglion (14.03.2013), bububird (09.06.2010), Cl69 (31.03.2011), Dswinka (17.04.2010), Elaine (21.04.2010), ElliKatarina (06.06.2013), erebuscrow (15.08.2013), etojeia (18.04.2010), Flash (24.01.2013), Gavrick (15.05.2010), helgi (18.04.2010), Infinity (07.08.2012), irbis (22.07.2013), ISDERA (01.05.2013), ivmarill (31.10.2015), Kostika (06.01.2011), Kudesnik (18.03.2013), Len (23.03.2012), misako (04.05.2012), mmos (19.04.2010), Oleg78 (17.01.2013), olegsan (21.01.2013), olyaspb (05.07.2012), patsolnux (25.11.2010), Polina (07.10.2010), Rodrigues (17.04.2010), RuslanFree (30.06.2012), smej (04.11.2011), talorus (21.10.2012), tenzing (15.08.2013), ulitka (03.02.2013), Val (07.05.2010), Valeri (11.08.2020), yamal57 (03.02.2015), Антон Михайлов (22.12.2010), Вейзе (01.05.2010), ВИЕВД (30.08.2012), Калмыкъ (02.05.2013), ЛюдМила (07.06.2013), Месяй (13.03.2011), Рус (27.10.2012), Северянка (27.04.2012), Степномор (03.04.2012), Топинамбур (06.02.2020), Хоттабыч (10.03.2011)