Цитата:
Сообщение от avisz
А еще интересно — в быстром темпе или просто на коротких длительностях трель получается в три звука, как мордент. Это нормально? Если да, то почему бы тогда не писать над нотой, собственно, мордент?
|
Нотная запись - в определенной степени условность. Значки орнаментации - это некоторое специфическое "измерение" нотной записи, особенно в музыке Барокко. Т.е. это, с одной стороны, конечно, некоторое упрощение (чтобы меньше нот писать), с другой стороны - некоторое указание, что конкретное воплощение ожидаемого здесь украшения отдается на откуп исполнителю. Примерно такая же ситуация с бассо континуо. Одно или два "колена" в указанной трели? Да не заморачивайтесь, играйте так, как Вам больше нравится. Вот пример: в начале органной токкаты И.С.Баха (имеются в виду известные "токката и фуга ре минор") стоит перевернутый мордент, однако немало современных исполнителей, стремящихся играть "исторически корректно", в том числе, например, расхваленный Фагиус, вполне позволяют себе играют этот мордент с несколькими коленами (т.е. примерно как трель) - и это вовсе не считается криминалом.
Конечно, есть некоторая "расшифровка" этих обозначений - вот, например, у Баха:
http://www.jsbach.net/images/ornaments.html
Вот тут:
http://www.iment.com/maida/familytre...chnotation.htm
и тут:
http://www.pennuto.com/music/jsb_ornm.htm
например, можно найти некоторые комментарии.
Надо, конечно, понимать, что назначение этих табличек - скорее, обучающее. В конце концов, после многих "теоретических" объяснений у Кванца и К.Ф.Э.Баха идет совет следовать на практике чувству вкуса - которое должно и нужно развивать.